Легендарный Кносский дворец на Крите

Туры

Кносский дворец – главная туристическая достопримечательность Крита

Культура древнего Крита овеяна многочисленными мифами и тайнами. Так древние греки считали, что остров был родиной верховного бога Зевса. Затем Громовержец отдал земли своему сыну Миносу – одному из самых могущественных правителей древности. Здесь же, согласно легендам, находился лабиринт, выстроенный по повелению Миноса мифическим строителем Дедалом.

Кносский дворец (William Allen)

О настоящей истории Крита заговорили только в начале XX в., когда были открыты сенсационные археологические памятки и артефакты, в результате чего стало известно о существовании государственности, возникшей задолго до Древнегреческой.

В 1900 г. британский археолог Артур Эванс приступил к раскопкам близ Кноса. Первые же проникновения в культурный слой почвы открыли взору исследователей доказательства существования на этих землях поселений. А уже спустя две недели взору ученых предстали останки строений, занимавших площадь 2,5 га. Своими очертаниями они напоминали лабиринт.

Обилие комнат и залов со множеством дверей и сложной схемой коридоров даже в разрушенном состоянии могли запутать кого угодно. Все это навело ряд исследователей на мысль о том, что найденный Кносский дворец принадлежал когда-то полумифическому царю Миносу, отцу Ариадны и хозяину ужасного существа Минотавра.

Так была открыта цивилизация, получившая в современной истории название «крито-микенская».

Сходство Кносского дворца с лабиринтом сделало его самой популярной археологической достопримечательностью среди туристов. Во всех путеводителях отмечено его второе название – «Лабиринт Минотавра».

William Allen

Существует также легенда, что настоящий лабиринт, выстроенный для Минотавра, скрыт под горами. Он представляет собой разветвленную сеть причудливых пещер и очертаний. Местные жители утверждают, что в нем и по сей день обитают странные существа.

Привлекательность Кносского дворца заключается еще и в том, что еще во время раскопок параллельно велась работа по его восстановлению. Таким образом, перед туристами предстают не просто руины, а реконструированные помещения «лабиринта». Но в то же время, проведенные восстановительные работы не позволяют обычному туристу определить, где находятся настоящие останки дворца, а где всего лишь интерпретация.

Кносский дворец расположен вблизи критской столицы Ираклион. В сторону дворца постоянно курсируют автобусы. Таким образом, путь до главной достопримечательности острова занимает совсем немного времени.

Посещение «лабиринт» для взрослых обойдется в 6 евро, для детей – 3 евро. Музей-дворец работает круглый год. В период туристического пика – с июля по октябрь – он открыт с 8 до 19 часов. В остальное время – с 8 до 15. Поблизости с дворцом расположены многочисленные сувенирные лавочки, где каждый желающий может приобрести памятный подарок.

Как попасть в Кносский дворец

Город Кносс находится в 20-ти минутах езды от Ираклиона, и туда ходит городской автобус № 2.

Остановка автобуса расположена около городского автовокзала. При выходе с автовокзала нужно повернуть направо и через 50 м будет остановка автобусов, следующих в Кносс. Если сомневаетесь, спросите у местных «Кноссос», вам махнут рукой в нужном направлении.

Остановка автобуса № 2 на схеме

Около остановки стоит киоск, в котором продаются билеты. Билет из Ираклиона до Кносса стоит 1.5 евро. Купите сразу туда и обратно. Можно купить у водителя, билет в таком случае будет стоить 2.40 евро.

Туристы у Лабиринта Минотавра

Автобус делает несколько остановок  в Ираклионе. Кносский дворец —  конечная.

Народу туда едет много, так что сразу понятно, куда идти от остановки.

Для тех, кто едет до Кносса на арендованной машине, около музея есть бесплатная парковка.

Архитектура и особенности строения

Многие, кто видел Кносский дворец воочию, утверждают, что именно он тот самый легендарный лабиринт Минотавра, оживший из мифов.

Очевидцев не смущает и то, что лабиринт на Крите был выстроен много позже, чем родился сам миф. И это неслучайно, впечатляющая архитектура и масштабы строения наводят на эту мысль.

Внутри Кносского дворца (Steve Jurvetson)

Кносский дворец по своим габаритам превосходил Ватикан и Версаль. Выстроенное на прочном фундаменте здание имело сложную систему ходов.

Дворец представлял собой своеобразное здание-государство с различными многоуровневыми постройками, соединенными бесчисленными лестницами и переходами.

Здесь было несколько внутренних дворов и строений, театр и летняя резиденция царя, храмы, склады и даже внутренние сады. При всем этом многообразии, Кносский дворец не являл собой хаотичное нагромождение, а имел четко задуманный архитектурный план, не имеющей больше аналогов в мире.

Кносский дворец отличался великолепным декором с художественной росписью и фресками со сложной композицией. Артефакты, найденные во время раскопок, свидетельствуют о роскоши обстановки.

Так до нашего времени дошли обломки мебели и элементы убранства: золотые вазы и светильники, позолоченные статуэтки богов. В кладовых были найдены доспехи инкрустированные драгоценными камнями. В комнатах – женские украшения.

Сохранившиеся настенные росписи дают представление о ценностях и идеалах ушедшей цивилизации. Здесь можно найти представления минойцев о мироздании и богах. Ко всему прочему, настенные сюжеты позволили установить материальную культуру ушедшей цивилизации: традиционную одежду, предметы быта, род занятий и т.п.

Фреска с дельфинами (Ania Mendrek)

В середине дворца довольно обширный двор. Вокруг него, на первый взгляд, совершенно беспорядочно разбросаны, прилеплены, втиснуты разнообразные помещения: залы, лестницы, галереи, колоннады, переходы. Стены многих помещений изящно декорированы: фрески изображают юношей, занимающихся спортом, и девушек, прыгающих через быка.

Все фигуры на фресках изображены очень искусно, с большим количеством деталей. Изображения эти складываются в приятный глазу ритм.

Еще по теме  Кенсингтонский дворец Фото внутри кто живет история социальная деятельность Инстаграм

Помещения также отличаются изысканностью — никаких излишеств. Широкая лестница ведет в царские покои. Здесь все строго и лаконично: черные и красные колонны чередуются, расширяются кверху и образуют световую шахту. но сделано это не только для красоты: колонны направляют воздушный поток нужной температуры, который поступает с внешней колоннады.

Западная часть дворца предназначалась для церемоний, три каменных колодца использовались для ритуалов. В тронном зале, где могли разместиться до шестнадцати человек, пришедших на аудиенцию, перед входом стоит большая порфировая чаша.

Лабиринт Минотавра

Нередко именно Кносский дворец считают тем самым лабиринтом, в котором обитало страшное существо с телом человека и головой быка, пожиравшее людей и наводившее страх на греков. Выбраться из ловушки считалось невозможным. Согласно мифу, когда Тесей отправился в лабиринт искать чудовище, дочь царя Ариадна дала герою волшебный клубок. Убив Минотавра, Тесей смог выбраться на свободу, найдя путь по той нитке, которой отмечал свой путь по дороге.

Существовали ли на самом деле этот лабиринт? Дворец и в самом деле огромен, планировка его невероятно запутанна, а на стенах часто встречается знак лабиринта — лаброс. Видимо, именно поэтому возникла такая гипотеза.

Фрески Кносского дворца

Легендарный Кносский дворец на Крите

Время работы археологического комплекса: с 8:00 до 19:00 с июня по октябрь и с 8:00 до 15:00 — с ноября по май.

Входной билет во дворец стоит 15 евро (для льготников — 8). Если взять комплексный билет за 16 евро, то по нему можно пройти еще и в Археологический музей Ираклиона, который тоже надо посетить — без музея впечатление о Кносском дворце (и особенно о Минойской цивилизации) будет не полным.

Нам повезло — мы отправились в Кносс и Ираклион в последнее воскресенье сентября, в день культурного наследия, когда вход во все музеи свободный. Так что посещение Кносского дворца и Археологического музея в Ираклионе не стоило нам ни евроцента. Будете на Крите в конце сентября — используйте эту возможность.

Мы можем любоваться творениями древних жителей Крита благодаря гениальной реконструкцией сэра Артура Эванса и датского архитектора и художника Пита де Йонга, работавшего под его руководством.

Имя Эванса стоит в одном ряду с именем Генриха Шлимана, который, опираясь на текст Илиады, открыл Трою. Эванс тоже, не будучи профессиональным археологом и так же опираясь на мифы о Тесее, открыл целую минойскую цивилизацию, которую он же и назвал «минойской». То есть, получается, что древнегреческие мифы не всегда выдумка, а иногда довольно точно передают историческую правду, раз на их основании совершены такие открытия.

В 1900 году Эванс начал раскопки Кносского дворца и продолжал их до 1930 года. Хотя обнаружен дворец был задолго до Эванса, и раскопки там начал местный археолог-любитель Минос Калокеринос.

Эванс гениально отреставрировал, а, точнее, воссоздал значительную часть этого дворца. Сейчас профессиональные историки его за это много ругают.  Говорят, что Эванс при воссоздании дал волю своей фантазии, и что, дескать, дворец был не таким, и что его интересовал только культурный слой, связанный со вторым дворцом, а остальное он уничтожил.

кносский дворец древние амфоры

Эти пифосы (большие керамические сосуды) сохранились от первого дворца

Может, что-то Эванс и делал неправильно, возможно, в чём-то грешил перед наукой. Но, не будь Эванса, не знали бы мы о прекрасных фресках и не любовались бы ни на что не похожими колоннадами и помещениями дворца.

Благодарные греки установили Эвансу памятник около дворца, а на родине он был возведён в рыцари.

Легендарный Кносский дворец на Крите

Раскопки и восстановительные работы в районе дворца ведутся и сейчас, однако в основе он остается таким, каким его воссоздал Эванс.

Фрески Кносского дворца с изящными рисунками минойской культуры живописно декорируют стены. Основные цвета, используемые древними художниками-декораторами – бирюзовый, оранжевый, черный и ярко-красный.

Фреска Кносского дворца (Juan Manuel Caicedo Carvajal)

Искусно и детализировано множество фресок с изображениями девушек, которые прыгают через быка, красивых юношей, «Принца с лилией», «Носителя ритона».

К сожалению, туристам нет допуска во многие комнаты, имеющие красивейшие изображения. Тронный зал украшен росписью красно-белых оттенков, с нарисованными грациозными грифами, охраняющими трон правителя Кносса. Стены помещений над тронным залом украшены копиями найденных фресок («Зал Фресок») с прекрасными изображениями «Голубая птица», «Дама в голубом», «Голубая обезьяна», «Собиратель шафрана», «Игра с быками» и многие другие. Оригиналы фресок хранятся в музее Ираклиона.

Особый интерес вызывает мегарон царицы Кносса. В купальне обнаружены части глиняной ванны. На стенах дворца периодически появляется изображение лаброса – это знак лабиринта, что очередной раз наталкивает на мысль о том, что именно Кносский дворец – и есть секретный лабиринт Минотавра из мифов Древней Греции.

Экскурсии в Кносский дворец

Экскурсии в Кносский дворец очень популярны. Их предлагают и местные турагентства, и туроператоры, которые обеспечивают приток пакетных туристов на остров Крит. Обычно в такие экскурсии включен также Археологический музей в Ираклионе и небольшая прогулка по Ираклиону.

У оператора Тезтур экскурсия в Кносский дворец из Ретимно стоила 64€. В эти 64€ был включён обед и экскурсионное сопровождение во дворце и в музее.

В уличных агентствах Ретимно можно купить экскурсию за 16€ (только трансфер: доставка в Кносс и Археологический музей, времени дается по 2 часа на каждый объект), либо за 30€ с экскурсией.

Из Ретимно можно доехать до Ираклиона самостоятельно на междугородном автобусе за полтора часа, заплатив 8,3 евро (что мы и сделали).

Брать ли экскурсию или ехать самостоятельно?

В обоих вариантах есть плюсы и минусы. При наличии знающего экскурсовода интересно послушать экскурсию. Удобно, когда подвозят сразу к входу, и не надо искать в Ираклионе нужный автобус до Кносса.

С другой стороны, во время экскурсии ты ограничен во времени и должен осматривать дворец в режиме группы. Выигрыш по деньгам в самостоятельном посещении небольшой (а если брать в уличном турагенстве только трансфер за 16 евро, то самостоятельная поездка оказывается даже дороже).

Еще по теме  Все пляжи Олюдениза Турция с фото Голубая лагуна Кидрак

Кстати, перед входом в Кносский дворец поджидают клиентов местные экскурсоводы. Так что при необходимости можно взять экскурсовода непосредственно там, на свою небольшую компанию и ходить уже в своем темпе.

Посетителей во дворце много – и групп, и самостоятельных туристов. Мы были не в самый высокий сезон. Летом, вероятно, народу значительно больше. К тому же место открытое, в жару может быть очень жарко. Запаситесь водой и зонтами от солнца.

Дворец Минотавра, Крит

Безмятежно стоит Кносский дворец, буквально на окраине столицы острова Крит Ираклиона. Всего в 4 километрах от великолепных пляжей и популярной зоны отдыха, поэтому добраться сюда достаточно просто.

Juan Manuel Caicedo Carvajal

Приобретая экскурсию с гидом до Кносского дворца можно переплатить в 3-5 раз, средняя цена у туроператора – 50 евро, у уличного гида – 35 евро. Заметьте, вход в сам музейный комплекс не входит в стоимость экскурсионного предложения.

Но здесь есть и свои положительные моменты – комфортабельный автобус и грамотный гид.

Для тех, кто хочет самостоятельно посетить музейный комплекс и сэкономить средства может воспользоваться общественным автобусом. До Кносского дворца каждые 10-15 минут отправляются автобусы с автовокзала Ираклиона и гостиницы Астория (автобус №2). Поездка длится недолго – около 20 минут.

Между автобусами есть отличия: зеленые автобусы – междугородние, синие – городские. Для поездки к Кносскому дворцу отправляется синий автобус, стоимостью 1,5 евро в один конец (конечная остановка). Билет на автобус необходимо покупать в автомате, расположенном на остановке.

Тем, кто арендовал автомобиль, около дворцового комплекса имеется бесплатная парковка и множество указателей как добраться, которые впрочем и не требуются, т.к. практически все арендуемые автомобили Крита снабжены навигаторами с картами достопримечательностей острова.

Стоимость посещения

Стоимость посещения дворцового комплекса – 6 евро, детям до 5 лет – бесплатно, льготным категориям, детям 5-12 лет – 3 евро. Советуем приобрести «двойной билет» по цене 10 евро для взрослого, который является также билетом в познавательный и интересный Ираклионский Археологический музей (детям до 5 лет также вход бесплатный).

Посещение в Кносский дворец в наибольшие туристические месяцы (с апреля по октябрь) возможно с 8-00 до 19-00 по будням (по выходным вход до 15-00); а с марта по ноябрь с 8-00 до 15-00. Толпы туристов можно избежать, если посетить дворцовый комплекс с самого утра или ближе к закрытию музея. Час-два на посещение музейного комплекса вполне достаточно.

Бесплатный вход

Как и во многих греческих музеях и Акрополе, на Крите есть особенные дни для туристов, где вход во многие музейные комплексы бесплатный. Это касается и посещения Кносского дворца. Итак, это дни – 18 мая, 5 июня, 15 августа, 27 сентября и последние выходные сентября.

Перед поездкой желательно подготовится и изучить карту Дворцового комплекса. Кносский дворец расположен на вершине холма, поэтому практически постоянно обдувается горячим ветром и открыт жарким лучам солнца. Необходимо одевать головные уборы и брать питьевую воду. Сувенирную продукцию все же лучше покупать в Ираклионе, где она будет стоить в разы дешевле.

Миф о Тесее и Минотавре

Один из известных древнегреческих мифов гласит, что когда-то на острове Крит обитало страшное существо – минотавр – чудовище с телом человека и головой быка.

Минотавр

Он явился плодом порочной связи жены критского правителя Миноса Пасифаи с быком. Чтобы скрыть следы неверности своей супруги, Минос приказал Дедалу выстроить лабиринт, в который и поместил чудовище.

После того как на соревнованиях в Афинах погиб сын Миноса Андрогей, разгневанный правитель Крита, потребовал с афинян страшную дань – каждые 9 лет 7 девушек и 7 юношей прибывали на остров на корабле. Все они в знак наказания отправлялись в лабиринт, где либо погибали, так и не сумев выбраться из лабиринта, либо были разорваны свирепым монстром, охранявшим подземные владения.

Третья ужасная дань от Афин увозила на остров Крит и сына правителя Афин – Тесея. Юноша упросил своего отца Эгея отпустить его вместе с молодыми людьми в надежде победить чудовище и прервать цепь ужасной дани. Так под черными парусами – символом траура – отправилась очередная группа страшного жертвоприношения. Однако Тесей заверил своего отца, что он вернется живым, и о своей победе возвестит белыми парусами.

Согласно мифу в Тесея влюбилась дочь правителя Крита прекрасная Ариадна. Чтобы спасти возлюбленного, она придумала хитроумный план – тайно передала ему нож для убийства Минотавра и клубок ниток, по которой герой и его спутники смогли бы выбраться из лабиринта.

План удался – монстр был побежден, а молодые люди отправились к себе на родину. За возлюбленным последовала и Ариадна. Однако Тесей вынужден был отказаться от девушки, потому как она предназначалась в жены богу Дионису.

Опечаленный разлукой, юноша забыл поменять паруса, и корабль вошел в гавань Афин под черным стягом. Увидев это, обезумевший от горя Эгей, решив, что его сын погиб, бросился со скалы в море. С тех пор оно и стало именоваться Эгейским.

Немного истории

Кносский дворец – самый, пожалуй, известный объект Крито-Микенской, или Минойской, цивилизации, существовавшей 3-4 тысячи лет назад. А эта цивилизация – первый (из известных) росток европейской культуры.

Крит лежит на крайнем юго-востоке Европы, совсем недалеко от Азии и Африки, но дошедшие до нас произведения критского искусства того времени сильно отличаются от созданного на Древнем Востоке. Они светлы и жизнерадостны. Их художественный язык внятен нам, их образы, их эстетика вполне созвучна европейской.

Дворец на острове Крит

Некоторые вещи удивительно повторяются в искусстве 20 века. Изображения людей с их удлинёнными руками и огромными миндалевидными глазами будто выполнены художниками-модернистами.

кносский дворец фрески

Фреска под названием «Коридор процессий»

А труженики на празднике урожая со счастливыми лицами несущие полновесные снопы пшеницы, и могучие круторогие быки не напоминают ли нам скульптуры на ВДНХ?

Еще по теме  Как добраться из Санкт-Петербурга в Евпаторию — обзор способов

На Крите существовал культ быка, символизировавшего, вероятно, мощь природы и плодородие. Изображения быка или бычьей головы, порой очень выразительные, попадаются регулярно. Кроме того, на стенах дворца довольно часто попадаются изображения рогов.

Частью этого культа были игры с быками. Есть несколько изображений, показывающих акробатические прыжки через несущегося быка. С этими эгейскими обычаями связана, предположительно, иберийская традиция корриды. И греческий миф о кровожадном монстре Минотавре, человеке с бычьей головой, которого побеждает Тесей, — тоже отсюда.

кносский дворец фрески

Фреска «Игра с быком»

Прекрасные изображения гордых женщин говорят о высоком положении женщин в критском обществе, что не похоже на восточные страны того времени.

минойская фреска

Эта фреска получила название «Парижанка»

Некоторые историки предполагают, что на Крите той эпохи было вполне демократичное общества с культом сельского труда и что дворцы в Кноссе, Фесте, Малее и Закросе были не дворцы царей, а центральные части городов, в которых столетиями жили свободные и счастливые люди, занимавшиеся творческим трудом.

Возможно, что и царей в ту эпоху на Крите не было. За это говорит тот факт, что в египетских  папирусах, посвящённых Криту (а таковых много, ибо древние египтяне активно торговали с Критом) ни разу не названы имена царей Крита, не указаны их титулы, но всегда говорится о народе Крита. При том, что обожествлявшие своих фараонов египтяне очень внимательно и уважительно относились к владыкам других земель и их титулам

Лабиринт Минотавра, Крит

В этих дворцах очень сложная планировка, в них отсутствует симметрия, но при этом они ориентированы строго по сторонам света. Наверное, это потому, что они строились постепенно в течение длительного времени, и к старым постройкам по мере надобности и развития пристраивались новые.

кносский дворец фрески

План Кносского дворца

Считается, что легенду о лабиринте, из которого практически нет выхода, греки создали, увидев дворцы на Крите. Ну, а творцом чудесного дворца-лабиринта, согласно мифам, был знаменитый мастер Дедал, тот самый, который улетел с Крита вместе с сыном Икаром на самодельных крыльях. Впрочем, это совсем другая история.

Возможно, однако, что легендарный царь Минос всё-таки имел реальный исторический прообраз, и только буйная фантазия древних греков придала ему сказочные черты и сделала сыном Зевса.

Сказать точно, стоял ли во главе Крит царь или нет, как было устроено критское общество, о чём думали и чем занимались древние критяне, историки пока не могут.

Им остаётся делать догадки и предположения, ибо письменности (а их было несколько: иероглифическое письмо, линейное А и линейное Б)  пока расшифрованы очень приблизительно, да и короткие записи носят в основном хозяйственный характер.

Достоверно известно, что долгое время критяне господствовали в восточном Средиземноморье. Их мощь была так велика, что во дворцах на Крите не обнаружили никаких следов укреплений. Не от кого им было обороняться. Наоборот, отсталые окрестные народы вынуждены были платить дань гордым критянам и посылать им в качестве заложников или рабов своих юношей и девушек. Вспомните ту же легенду о Тесее.

Но не мифический Тесей победил царя Миноса и его сына Минотавра. Если бы не чудовищное извержение вулкана на Санторини, произошедшее около 1500 года до нашей эры и вызвавшее гигантскую в условиях замкнутого Средиземного моря волну цунами высотой до 100 метров, которая буквально смыла города минойской цивилизации, то история Европы пошла бы по-другому. О высоте этой волны ярко говорит тот факт,  что разрушенный ей Кносский дворец расположен на холме высотой 85 метров над уровнем моря.

Ученые выделяют два периода существования дворца. Первый (ранний), относится к 2000—1700 годам до н. э., тогда был возведен дворец, который разрушило землетрясение в 1700 году до н. э. На руинах минойцы построили новый дворец, именно этим шедевром минойской архитектуры позднего периода можно полюбоваться и сейчас.

Это самый большой из дворцов, построенных минойцами: 130 метров в ширину и 180 метров в длину, в нем более тысячи комнат и залов различного назначения. Это была не просто резиденция царя и высших сановников, а административный и экономический центр, вокруг которого раскинулся город Кносс.

Кносский дворец глазами туриста

Лабиринт минотавра: вымысел и правда

Минотавр

Возникновение легенды о Минотавре имеет историческую основу. На Крите издревле почитался культ быка. Считалось, что он правил подземным царством и в гневе сотрясал земную твердь, приводя ее в колебание. Именно так островитяне объясняли частные землетрясения.

Кносский дворец — Северный вход (Nelo Hotsuma)

Остров Крит, имеющий вулканическое происхождение постоянно подвергался земным толчкам. В пользу этой версии говорят и многочисленные находки керамики, изображения на стенах и фресках, где главным героем является бык. Чтобы умилостивить гнев подземного бога, критяне приносили ему человеческие жертвы.

В данном священнодействии участвовали таврополы – девушки и юноши, прошедшие специальное обучение. Вся их жизнь посвящалась овладению священным танцем, чтобы потом в возрасте 14 – 15 лет быть принесенными в жертву подземному богу во время кровавого «веселья» с быками.

В то же время критяне отождествляли лабиринт с жизненным путем – здесь есть начало и конец, свои дороги, выбор направления и тупики. Ко всему прочему лабиринт был символом борьбы светлых сил с темными началами.

Таким образом, лабиринт был овеян своеобразным сакральным смыслом. Неслучайно критские строители обустраивали все храмы по подобию лабиринта.

Оцените статью
Море зовет
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.