Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

С чего начать

Дворец царя Алексея Михайловича – из истории

Царь очень любил Коломенское, здесь он охотился и принимал послов и именно он превратил свою усадьбу в сказочный дом. Строительство проходило пять лет с 1667 по 1672 год, работы выполняли талантливые мастера-плотники под руководством Ивана Михайлова и Семена Петрова.

Надо отметить, что Петр Первый, сын Алексея Михайловича, дорожил отцовским домом. Здесь он научился писать и считать, сюда он ходил под парусом, сплавляясь по Москве-реке и здесь у него появилась тяга к ратному делу.

Однако, позже, когда столицу перенесли в Петербург, московская усадьба оказалась заброшенной и с годами сильно обветшала. Восстановить ее оказалось делом трудным и Екатерина II приказала разобрать постройку, но предварительно обмерить и нарисовать планы всех помещений.

К счастью, документы и чертежи сохранились до наших дней и по ним в 2007-2010 годах ансамбль в Коломенском был построен.

По преданию село Коломенское было основано жителями города Коломны, бежавшими от Батыя, который сжег их город в 1237 году. В 1339 году великий царь Иван Калита упоминает село в своем завещании как свою собственность. Усадьба являлась вотчиной Московских великих князей и царей. По приказу Василия III в 1528-1532 гг.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

в честь наследника Ивана IV (Грозного) здесь строится шатровая церковь Вознесения. Иван Грозный сооружает в расположенном рядом селе Дьяково церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Село также не обошло восстание под руководством Ивана Болотникова в 1606 году. В ноябре 1649 года здесь был построен и освящен храм Казанской Богоматери с двумя приделами. С тех пор стали повсеместно отмечать праздник Казанской иконы Богоматери, который в наше время приходится на 4 ноября.

Самые истоки

История села Коломенского как летней загородной резиденции русских монархов началась ещё при великом князе Василии Третьем. Первый Коломенский дворец был построен именно по его приказу. В годы Смутного времени царский дом был разграблен и большей частью разорён. Впоследствии он восстановлен, но уже во времена царствования Михаила Фёдоровича, первого царя из рода Романовых.

Следующим на престол взошёл Алексей Михайлович Тишайший. Это прозвище царь получил за свой добродушный, миролюбивый нрав и мягкие черты характера. По его приказу во 2 половине 17 века и был построен новый чудо-дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, который и до сих пор считается образцом гениального творения деревянного зодчества на Руси.

Строительство летней парадной резиденции на территории Государева двора в Коломенском шло в 1667-1672 годах. Это был целый комплекс деревянных сооружений, соединявшихся между собой переходами и галереями.

Алексей Михайлович был страстным любителем соколиной охоты, да и охоты в целом. Поэтому загородный дом в подмосковном селе Коломенское был выстроен так, чтобы он мог здесь и отдохнуть в своё удовольствие, и, при необходимости, принять представителей другого государства, обсудить важнейшие дела в приватной беседе.

Как возник шедевр

Работы под руководством мастеров И.Михайлова и С.Петрова по строительству деревянного дворца продолжались 5 лет. Площадь всего Государева двора составляла около 10 000 гектаров. Дворцовый ансамбль объединял: 26 теремов, обязательную домовую церковь, которая предназначалась только для царской семьи и его свиты; Сытный, Кормовой, Хлебный дворы, а также здание караульни и палаты: Полковничьи и Приказные.

Высота некоторых деревянных строений достигала тридцати метров! Здесь размещалось 270 комнат, и 3 000 окон.

Но, как гласит его краткая биография, — царь Алексей Михайлович Романов был женат дважды. Первая жена подарила ему 13 детей. После её смерти, вторая жена царя родила ему ещё троих. Это я к тому, что может для такой большой семьи с 16 наследниками, 270 комнат — не так уж и много? Как ваше мнение?

Один из сыновей царя Алексея, Фёдор Алексеевич, после ранней смерти отца, немного расширил и реконструировал дворец. Старую столовую разобрали и сразу же построили другую. Она соединялась с палатами царя сенями, к которым вели золочёные ворота, названные Передними. После Стрелецкого бунта была усилена охрана членов царской семьи, и на территории царского двора прибавилось ещё 16 изб.

Время забвения

В 1703 году столицу государства переместили в Петербург. О царском дворце под Москвой в с. Коломенском постепенно стали забывать. Без ремонта и должного присмотра теремной дворец царевича Алексея потерял свой нарядный вид и сильно обветшал.

Пришедшая к власти Екатерина 2 решила восстановить усадьбу, но её придворные архитекторы, осмотрев и обмерив дворец сказали, что на его реконструкцию потребуется очень большая сумма денег. И поэтому было принято решение о его полном разрушении. Так и было сделано в 1767 году. А на этом месте посадили цветы.

Но перед тем, как окончательно снести палаты царя Алексея Михайловича, всё тщательно обмерили и создали макет, который первоначально хранился в Оружейной палате.

В 1929 году на территории Коломенского проводились археологические раскопки, и примерно в том месте, где когда-то стоял деревянный шедевр обнаружили некоторые бытовые вещи: изразцы, остатки строительного материала. Работы продолжались, и стали частично видны фундаменты прежнего царского дворца 17 века.

Возрождение

Так и возникла идея о воссоздании древнего памятника истории и архитектуры. Правительство Москвы идею поддержало, и в период 2007-2010 деревянные палаты вновь были отстроены. Но так как за эти прошедшие столетия на месте прежних хором уже сформировался свой природный микроклимат и разрослись многолетние дубы и другие растения, то приняли решение их не уничтожать, а дворец воссоздать немного в стороне, на ничем не занятой площади села Дьякова.

Выдающееся творение деревянной архитектуры 17 века воссоздали буквально на пустом месте. Но, благодаря Екатерине 2, схемам, размерам, обмерам дворца, сделанных по её указу, историческая копия дворца возведена с максимальной точностью. Внешние фасады построек имеет первоначальные размеры.

Схемы расположения, отделка зданий и нарядные росписи внутренних интерьеров изготовлены по сохранившимся архивным материалам и поэтому очень близки к оригиналу 17 века.

Исторические интерьеры воссозданы в 24 помещениях, но, естественно, при работе использованы и современные технологии: новая постройка не полностью деревянная. Несущие колонны изготовлены из железобетона, но чтобы придать им вид дерева, они замаскированы досками, брёвнами. Стены расписаны гравюрами, изображающих людей и животных, интерьер украшают оригинальные произведения искусства и сохранившиеся иконы прошлого.

Львы у входа

У самого входа красовались на постаментах пара львов грозного вида, умевших, с помощью особо механизма издавать звуки — рычать. Это для нас, избалованных техническими достижениями, ничего особенного, а тогда такие новшества были в диковинку. В наши дни возле входа львов не видно, зато стоят другие стражи: пушки.

И может быть, не о результатах важных переговоров с Алексеем Михайловичем, а об этом диве-дивном: рыкающих львах, что встретили их у дворца русского царя с восхищением и восторгом рассказывали в первую очередь иностранные послы, вернувшись домой.

Главным входом в царский дворец считалось Парадное или, как ещё его называли, Красное крыльцо.

Здесь же государь выходил к своим подданным. Для придания торжественности и величия использовалась символика всего государства: двуглавый орёл, скульптуры львов. Крыльцо украшали кованые фигурные фонари, двустворчатые расписанные двери. Над дверями располагались иконы.

Сейчас потолок Парадного крыльца украшают мозаичные цветочные изображения и мифические животные.

Но давайте, прежде чем зайти внутрь царских хором, немного познакомимся с хозяином сказочного терема.

Как найти дворец Алексея Михайловича

Найти дворец довольно просто, но главное – правильно выйти из метро Каширская. Смотрим на указатели в метро, и ищем «К парку Коломенское, проспекту Андропова». Далее, нужно дойти до проспекта Андропова и перейти его по подземному переходу. В итоге, попадаем прямо к центральному входу в парк Коломенское. Тут уже и до дворца рукой подать.

Попав на территорию от красоты захватывает дух. Во-первых — сам дворец (особенно издали) очень симпатичный, сказочный такой, а во-вторых — это цветущие  в Коломенском сады и тюльпаны.

Вокруг дворца высажены молодые деревья, которые распустились в буйном цветении. Чем вызвали у детей, приехавших на экскурсию не меньший восторг , чем сам дворец.

Цветение молодых деревьев у Дворца

Внешний вид

Дворец царя Алексея Михайловича состоял из 27 теремов и палат, соединенных сенями и переходами. Высота некоторых палат достигала 30 метров, а общая площадь ансамбля составляет более 7000 кв. метров.

Хоромы разделены на женскую и мужскую половины. В женской части Вы осмотрите палаты царицы и царевен, а в мужской – кабинеты царя и царевичей, а также палаты, предназначенные для ожидания и приема гостей. Воссоздана также мыльня и деревянная ванная царя.

Первое впечатление от постройки – это праздничное настроение и радость, которые стремились выразить мастера. Окна украшены резными деревянными наличниками с цветными деталями, использована отделка тесом, имитирующим камень. Оконные и дверные карнизы также удивляют замысловатой резьбой. Множество декоративных элементов и витражи придавали строению нарядный праздничный вид.

 Сказочный дворец

Дворец в Коломенском

Вот он, сказочный красавец – Дворец царя Алексея Михайловича.  Открытие первого дворца в Коломенском состоялось в 1672 году. В семнадцатом веке подлинный дворец в Коломенском вызывал бурный восторг у современников, зарубежные гости называли его «восьмым чудом света». Настолько он был красив и необычен.

И вот, спустя почти 300 лет, в начале 21 века дворец Алексея Михайловича решено было восстановить. Официальное открытие произошло в сентябре 2010 года.

Еще по теме  Владимирский Собор Севастополь Херсонес Усыпальница адмиралов адрес история фото расписание служб

Надо отдать должное создателям этого музея: дворец Алексея Михайловича был поставлен чуть поодаль подлинных шедевров Коломенского, что подчеркивает его некоторую «чужеродность» этому месту. Безусловно, здание производит впечатление ненастоящего, искусственного. Хотя и красивого.

Окна царских палат во дворце

По поводу восстановленного дворца царя Алексея Михайловича споров много: большинство экспертов считает его очень приблизительной копией того, что было, фальсификацией истории. Москвичи считают его «ужасным новоделом». Мнений много как негативных, так и позитивных. Однако, почему бы не быть в Москве и такому музею?

Крыльцо Дворца в Коломенском

Позвонив подруге, я услышала, как она пытается узнать у прохожих, как пройти ко дворцу. Знающих не нашлось. Но Аня, как девушка упорная, попыток не оставляла.

Осознав, что у меня есть немного времени, я решила обойти дворец по периметру. Внешне здание выглядит как деревянный терем, однако на самом деле, он стоит на бетонном фундаменте, стены также сделаны из бетона. Только внешне дворец украшен деревом. Будем надеяться, что простоит он долго.

Дворец – это на самом деле несколько теремов, соединенных переходами: палаты царя, царицы, младших царевичей и царевен. Терем царя находится перед всеми другими теремами. Шпили некоторых башенок украшены львами — символами царской власти.

Дворец можно пройти насквозь. Во внутренних двориках расположены детские карусели, воссозданные по старинным рисункам, лавочки, растут цветы. Там очень мило, и не жарко.

Детские качели

Около дворца было очень много детских экскурсионных групп. Это замечательно, что история сегодня интерактивна. Во дворце проводятся тематические лекции и занятия для школьников. Экскурсии внутри дворца ведут настоящие царевны, в одеждах Марфы Васильевны из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Дети с интересом слушают, значит таки можно их оторвать от компьютера?

Изучив внешнее убранство дворца, а также внутренние дворы, я опять решила позвонить подруге. Однако в трубку я услышала, что она перепутала станцию… и вышла на Варшавской. Но Анька решила не сдаваться и все же доехать ко мне на автобусе.

Я поняла, что у меня в запасе есть еще минимум час, и решила зайти внутрь дворца.

Внутреннее убранство Дворца царя Алексея Михайловича

Стены и потолок залов украшены росписью, печи облицованы роскошными изразцами. Потолочная роспись в Передних палатах представляет библейскую тему, в Престольной царицынской палате изображены времена года в виде мужчин разного возраста.

В Столовой палате на потолке мы увидим символическое изображение солнца и звезд, знаков зодиака и луны. Эти живописные картины подчеркивали покровительство царской власти со стороны небесных сил. В палатах Елизаветы Петровны потолочная роспись изображает «Триумф Марса и Венеры».

Комната дочери Петра Первого Елизаветы оформлена в стиле барокко. Обратите внимание на изумительной красоты люстру из венецианского стекла, стилизованную под XVIII век.

Многие предметы интерьера, иконы и гобелены являются подлинными, созданными мастерами XVII и XVIII веков.

Хотя дворец царя Алексея Михайловича — лишь макет древнего строения в натуральную величину, но даже внешний осмотр архитектурного ансамбля доставит Вам настоящее удовольствие.

Ищем кассы и вход во Дворец

Во дворец есть две кассы. Первая находится непосредственно рядом со входом в парк. Чтобы попасть в хоромы царя дворец надо обойти. В одной кассе билет не удалось приобрести, так как техника «зависла». Честно говоря, только в наших музеях с таким столкнешься.

Во второй кассе, около главного входа в царские покои мне продали общий билет за 300 рублей. Билет на фотосъемку стоил 70 рублей, к тому же снимать разрешается во дворце только без вспышки. Итого, 370 рублей за удовольствие. Не дешево, надо отметить.

Дворец я решила обойти самостоятельно, хотя была возможность взять за 150 рублей аудиогид.

Кстати, вот и прайс-меню на посещение дворца.  Льготные цены немного засветились, для тех, кто интересуется- цена до 100 рублей.

Стоимость билетов во дворец

Церковь Вознесения — краткое описание

  • В зимний период (с 1 октября по 31 марта)
    • С вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00
    • Понедельник — выходной день
  • В летний период (с 1 апреля по 30 сентября)
    • Ежедневно, кроме пятницы и понедельника, с 10:00 до 18:00
    • По пятницам с 11:00 до 19:00
    • Понедельник — выходной день

Церковь Вознесения построена по проекту итальянского зодчего Ивана Фрязина (Пьетро Антонио Солари), работавшего в то время в России. Место для сооружения было выбрано рядом с тем местом, где находился целебный источник, о котором сложено немало легенд.

Согласно одному из преданий, Георгий-Победоносец (наиболее почитаемый в христианстве святой и великомученик) гнался по дну оврага на лошади за змеем и повсюду, где он проскакал, появлялись родники, исцеляющие от болезней. Место расположения храма считается святым.

Архитектура

Церковь Вознесения являлась одной из самых высоких построек в московском княжестве, ее высота составляет более 60 метров и долгое время она выполняла роль дозорной башни. Храм, расположенный на юге Москвы, был хорошим наблюдательным пунктом за южной границей княжества, откуда чаще всего грозила опасность, в первую очередь от татаро-монгольских набегов.

Церковь Вознесения выполнена в виде белокаменной башни с высоким шатровым завершением, что стало новшеством того времени. Шатер имеет четкие грани и украшен «бриллиантовым рустом» — отделкой в виде многогранников.

Плавный переход от одного яруса к другому выполняют ряды тройных кокошников. Входы в храм украшают остроконечные элементы – вимперги.

Храм опоясан двухъярусной галереей, имеющей три удивительные лестницы-арки, прекрасно вписывающиеся в окружающую местность.

В настоящее время под западным крыльцом расположен вход в подклет, где представлена выставка, рассказывающая об истории храма. Здесь Вы увидите фотографии и документы, а также найденные археологами интересные артефакты.

В подклете храма историки пытались найти знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Именно он был последним владельцем ценных книг и документов, поиски которых вот уже несколько столетий ведутся безрезультатно.

Здесь же, в марте 1917 года была найдена Державная икона Богородицы, находящаяся в церкви Казанской богоматери в Коломенском. В подклете храма сейчас хранится ее список.

Церковь Вознесения являлась домовым летним храмом для княжеской семьи и поэтому внутреннее ее пространство сравнительно небольшое — около 100 кв. метров. Благодаря преобладанию белого цвета и умелому расположению окон, внутри храма очень светло и просторно.

Строгое декоративное убранство подчеркивает величие и стройность храма. Каждый элемент декора говорит о стремлении Петра Фрязина показать легкость и устремленность ввысь строения, символизирующего восшествие Христа в небо.

Первоначальная роспись, а также иконостас первой трети XVI века не сохранились. Иконостас, который Вы увидите, воссоздан в XVII веке из сохранившихся древних икон.

Храм был закрыт после революции. В 2000 году он была вновь освящен. Реконструкция и воссоздание строения завершились в 2007 году.

Церковь Вознесения Господня – это древнейший архитектурный памятник и шедевр мирового зодчества. В русской архитектуре, пожалуй, нет более совершенного строения по своим формам и пропорциям.

  • В летний период (с 1 апреля по 30 сентября)
    • Ежедневно, кроме понедельника и пятницы, с 10:00 до 18:00
    • По пятницам с 11:00 до 19:00
    • Понедельник — выходной день
  • В зимний период (с 1 октября по 31 марта)
    • С вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00
    • Понедельник — выходной день
  • Для взрослых — 100 руб.
  • Для школьников и пенсионеров — 50 руб.
  • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ — бесплатно
  • Для детей до 6 лет включительно — бесплатно

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

Вход бесплатный для всех категорий посетителей 17 января, 14 февраля, 13 марта, 17 апреля, 15 мая, 19 июня, 17 июля, 14 августа, 18 сентября, 16 октября, 13 ноября и 18 декабря (Московская музейная неделя).

По инициативе архитектора П.Д. Барановского в 1923 году был основан музей-заповедник Коломенское. Он же стал его первым директором. В конце 1920-х годов для создания музея деревянного зодчества сюда привезли медоварню из села Преображенского, домик Петра I из Архангельска и Моховую башню Сумского острога 17 века.

В 1971 году эта территория стала государственным музеем-заповедником. Здесь хранятся находки эпохи неолита и редкие печатные издания. Сюда были привезены и отдельные предметы из уничтоженных в разное время храмов. Здесь находится большая часть уникальной коллекции старинной печной керамики. Это одно из самых живописных мест столицы.

Природными памятниками являются знаменитая старинная дубовая роща и целебная вода родников Кадочка. Родники названы именами святых: Николая Угодника, Георгия и Двенадцати Апостолов. Валуны Девичий камень и Голова коня обладают волшебной силой и также привлекают посетителей. В 2008 году проведена реставрация памятников деревянного зодчества. Появилась кузница с конюшней, пасека с усадьбой и водяная мельница. В постройках 16-19 вв. развёрнуты экспозиции.

Музей-заповедник Коломенское в Москве является жемчужиной столицы. Церковь Вознесения Господня входит в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Музей Коломенское, по инициативе архитектора Петра Дмитриевича Барановского, был основан в 1923 году. Барановский и стал его первым директором. Стремясь сохранить для потомков и другие достопримечательности, он задумал создать Музей деревянного зодчества под открытым небом. Для этого в Коломенское из разных мест стали привозить деревянные постройки, в основном, конечно, старинные.

Так музей пополнился уникальным строением, выполненным из лиственницы, некоторые стволы которой достигали в диаметре 50 сантиметров. Это была медоварня, перевезённая из Преображенского села, из Архангельска был привезён домик Петра 1, Моховой башней с Сумского острога 17 века. Кроме того, в Коломенском под руководством П.Д. Барановского открылась школа реставрации.

Интересный и немного печальный факт из его биографии: по роду деятельности Пётр Дмитриевич должен был описывать церкви перед их сносом. Он был последним посетителем Чудова монастыря в Кремле и смог вынести и спасти от уничтожения мощи митрополита Алексия. В 30-е годы Барановского арестовали. После освобождения он продолжал заниматься своим профессиональным делом. Хотел продолжить заниматься Музеем под открытым небом в Коломенском, но против этого выступили чиновники, мнение которых имело значение.

В 1947 году Барановский сделал официальный доклад о том, что на территории Андроникова монастыря в Москве была найдена копия фрагмента с надгробной надписи известного иконописца Андрея Рублёва. Это заявление стало основной причиной для сохранения Андроникова монастыря, который тогда был уже частично разрушен.

Похоронен этот много сделавший человек в московском Донском монастыре в 1984 году. Ну а основанный его заботами Музей под открытым небом пополнился новыми экспонатами и продолжает работать. Совсем недавно был назначен новый директор музея Коломенское: Всеволод Тимофеев.

Еще по теме  Климат Дубая. Погода в Дубае по месяцам.

Давайте немного подробнее поговорим о том, что из экспонатов деревянного зодчества увидят посетители в Коломенском.

Церковь Георгия Победоносца — деревянный, увенчанный тремя главками храм был построен более трёхсот лет назад в Архангельской области. Это был холодный храм, то есть, он не отапливался, и Богослужения в нём совершались только в тёплое время года. Постепенно деревня, в которой эта церковь находилась, опустела, и храм со временем зарос бурьяном и стал ветшать.

Случайно его обнаружил сын Ильи Глазунова, Иван. По его инициативе памятник древней архитектуры переехал в столицу. Сначала искусствоведы считали, что храм построили в 19 веке, но потом неожиданно для всех сделали сенсационное открытие. На декорированном пояске под крышей была уже еле различимая надпись с указанием даты освящения храма — это произошло в 1688 году.

Купив билет и войдя внутрь, желающие могут ознакомиться с историей памятника, внимательно рассмотреть сохранившуюся внутри него роспись.

Билет для взрослого человека стоит 150 рублей. Для школьников и пенсионеров — 50. Для детей до 6 лет и для студентов дневных ВУЗов РФ вход бесплатный. Не забудьте документы!

Все собранные здесь деревянные экспонаты имеют свою непростую историю. Если бы они были оставлены на старом месте, то были бы обречены на забвение и разрушение. Ворота или Башня Николо-Карельского монастыря. Это то единственное, что осталось от обители после сильнейшего пожара 1798 года.

Монастырь находился в паре километров от Белого моря, в устье реки Северная Двина. Обитель окружала бревенчатая ограда, в состав которой входили 7 башен. Сильный пожар в конце 18 века уничтожил большую часть монастырских построек. Чудом уцелела только одна из башен со Святыми воротами.

Издавна Карело-Никольский монастырь был русским морским портом, и его территория всегда считалась на Руси морскими воротами. В 30-е годы 20 века начали проводиться работы по строительству завода для выпуска военных кораблей. А башню решили не уничтожать, а перевезти в парк-музей Коломенское.

Моховая башня Сумского острога — это, по оценкам историков, едва ли не единственный в Европе деревянный памятник оборонной архитектуры, сохранившихся до наших дней. Эта крепость из дерева сложена с таким мастерством, что была способна отражать даже «огненный» бой. Доказательством этому служат следы картечи, которые видны на брёвнах Моховой башни. Они появились при обстреле защитников крепости шведскими войсками.

Взрослый билет для посещения этой необычной постройки стоит 100 рублей, детям и пенсионерам — в 2 раза дешевле. Детям до 6 лет и студентам вход бесплатный.

Башня Братского острога — ещё один уникальный экспонат Музея под открытым небом. Братский острог был создан в Сибири на реке Ангаре около 400 лет назад. За всё время своего существования эта крепость видела много битв. Но время идёт, и военное укрепление приобрело торговое, таможенное значение.

Во время строительства Братской ГЭС оказалось, что острог стоит на земле, подлежащей затоплению. И одну из сохранившихся башен крепости привезли в Коломенское.

Хоромы царицы

Осмотр внутренних покоев начинается с парадных покоев Царя. Первое, что встречает посетителей — это резное парадное крыльцо и массивная дверь с гербами различных областей.

Дверь, ведущая в царские палаты

Самыми богато украшенными являются тронный зал и зал для торжеств. Во всех комнатах можно найти подробное описание назначений залов на русском и английском языках.

Экскурсия в трапезной

Шикарно украшенный потолок в трапезной.

Потолок в трапезной

В залах также есть мебель, светильники и другие старинные вещи. Кое-что было привезено сюда из других музеев, а кое-что воссоздано по рисункам того времени.

Один из залов Дворца

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

Роспись стен и потолков очень напомнила мне убранство залов Дворца Юсуповых в Москве. Возможно, те же люди занимались реставрацией?

Непосредственно, царский трон.

Царский трон

Экскурсия по дворцу – это своеобразный квест, где тебя ждут всевозможные потайные двери, проходы и красивые залы. Причем, музейным смотрителям доставляет особое удовольствие наблюдать за тем, как турист не может найти выход. Представляете, сколько раз в день они это наблюдают?

Переход из одного терема в другой

Покои царя заканчиваются комнатой под названием «мыльня», то есть баня. Из «мыльни» — проход в покои Царицы. Все логично, в общем-то.

В покоях царицы я бродила в гордом одиночестве, так как у меня было мало времени. Все группы остались позади.

Вот так выглядит тронный зал царицы.

Тронный зал в покоях царицы

Потолок в одном из залов

Птица сирин на потолке крыльца, на выходе из хором царицы.

Птица-сирин на крыльце Дворца

В 17 столетии жены царей жили очень скрытно: они не присутствовали на пирах, почти никуда не выезжали, их никто не видел. Это полностью касалось и первой жены царя Алексея Михайловича — Марии Ильиничны Милославской.

Вместе они прожили 21 год. Царица родила 13 детей и умерла во время последних родов.

После этого царь женился во второй раз. На этот раз его избранницей стала Наталья Кирилловна Нарышкина.

В отличие от своей предшественницы царица не хотела сидеть взаперти, ей, как говорилось, «хотелось и на людей посмотреть, и себя показать».

Она стала ездить в открытых каретах, бывать на мужской половине дома. Ей хотелось и других развлечений. Этим стал для нее домашний театр. Правда, за представлениями приходилось смотреть из специального закрытого помещения. Также второй жене дозволялось тайно «присутствовать» во время царских переговоров на мужской половине дома: царица могла наблюдать за ними из специальной тайной комнаты.

Ну и чем же еще можно заниматься женщине, практически, в затворе? Спасением, конечно же, было шитье, рукоделие, вышивание и украшение икон.

Также на женской половине любили музицировать.

Парадное крыльцо в женской половине дворца перед приездом важных гостей покрывали бархатными или шёлковыми коврами, нарядными тканями. На стенах комнат были изображены красочные цветы и птицы и всюду развешивалось много икон.

Существовала и специальная моленная палата, где совершались утренняя и вечерняя молитвы. Это особенно было актуально в те времена, когда царица не выезжала за пределы дворца, даже в храме ей было непозволено открыто появляться.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

Позже царевна совершала здесь утреннее и вечернее молитвенное правило. Сейчас здесь в иконостасе представлены иконы 17-18 веков.

Обязательной принадлежностью каждой моленной были богослужебные книги.

Церковь Вознесения — краткое описание

  • Комплексный билет в мужскую и женскую половину Дворца царя Алексея Михайловича
    • Для взрослых — 400 руб.
    • Для школьников и пенсионеров — 200 руб.
    • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ — бесплатно
    • Для детей до 6 лет включительно — бесплатно
  • В мужскую половину — хоромы царя и царевичей
    • Для взрослых — 300 руб.
    • Для школьников и пенсионеров — 150 руб.
    • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ — бесплатно
    • Для детей до 6 лет включительно — бесплатно
  • В женскую половину — хоромы царицы
    • Для взрослых — 300 руб.
    • Для школьников и пенсионеров — 150 руб.
    • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ — бесплатно
    • Для детей до 6 лет включительно — бесплатно
  • В хоромы младших и средних царевен — выставка «Сокровища русского искусства, 17 век»
    • Для взрослых — 200 руб.
    • Для школьников и пенсионеров — 100 руб.
    • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ — бесплатно
    • Для детей до 6 лет включительно — бесплатно

Архитектура

Регистрация брака во Дворце в Коломенском

Прогуливаясь около дворца я увидела вот такую рекламу. вдруг кому пригодится. Думаю, что свадебные фотографии внутри дворца должны получиться очень красивыми.

Регистрация брака в Коломенском дворце

В целом, внутри дворец Алексея Михайловича мне понравился. Я бы рекомендовала его родителям с детьми, и тем, кто интересуется историей. Здесь по крупицам собрана история первых Романовых.

Как раз, когда я окончила осмотр Дворца, моя подруга наконец-то доехала. И мы вместе отправились гулять по парку.

Как добраться

Адрес дворца Алексея Михайловича в Коломенском: м. Каширская, проспект Ю.В. Андропова, д.39, стр.69.

Часы работы дворца в Коломенском: с 10-00 до 17-30. (касса до 16-45), Понедельник — выходной.

Стоимость аудиогида: 100 рублей —  по территории «Хоромы царя и царевичей» (звучание — 45 минут), 150 рублей по территории «Хоромы царя и царевичей. Хоромы Царицы» (запись 1 час 15 минут),  залог 1000 рублей. Аудиогид можно взять в аренду непосредственно во Дворце, в вестибюле Царских палат. Время выдачи с 12-00 до 17-00.

Экспозиции: дворцовые интерьеры, «Сокровища русского искусства ХVII века»

Для групп экскурсоводы музея предлагают экскурсии: «Женская половина Коломенского дворца», «Мужская половина Дворца», «Парадные палаты и личные покои Коломенского дворца» и другие.

Если вы таки любите посещать такие объекты с экскурсией, рекомендуем приобрести экскурсию в Коломенский дворец у наших партнеров. Подробности —

Храмы в музее-заповеднике

Церковь Вознесения

Одним из самых древних и самых восхитительных исторических памятников в Коломенском музее является храм Вознесения Господня.

Построили необычную церковь в 1532 году по указу Василия 3. Так царь, перешагнувший 50-летний рубеж, отметил появление у него долгожданного наследника, будущего Ивана Грозного.

Высота церкви Вознесения Господня 62 метра. Это чуть ли не самое высокое здание своего времени. Итальянский архитектор, по проекту которого установлен этот белокаменный, устремлённый ввысь храм, всеми доступными способами хотел показать красоту, величие и значимость для всех людей такого события как вознесение Христа на небо.

В 1994 году церковь Вознесения Господня была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Подробности об истории создания белоснежной красавицы, о ее необычных особенностях, о том, что находится внутри в наши дни, смотрите отдельную статью: «Храм Вознесения Господня в Коломенском: прошлое и настоящее».

Еще по теме  Виза во Францию для россиян 2020 самостоятельно документы цена требования к фото анкета

А на Вознесенской площади перед взором гуляющих предстанет стройная белоснежная звонница, рядом с которой стоит небольшая Георгиевская церковь. Любопытно, что изначально колокольня была звонницей Вознесенской церкви. Только примерно через столетие рядом построили небольшой храм и освятили его в честь Георгия Победоносца.

Колокольня имеет вид круглой башни, состоящей из 2 ярусов. Верхний этаж, где и находятся колокола, имеет 5 сквозных арок. Здесь в Коломенском часто проходят концерты колокольного звона. 10 колоколов звонницы создают переливы невероятной красоты, которые очаровывают гостей парка.

И ещё одна отличительная черта существует у колокольни храма Георгия Победоносца. Обычно, в русской традиции для создания звучания раскачивали языки колоколов, а в этом случае, по западной традиции, качали сами колокола.

Белоснежная звонница уникальна тем, что в её архитектуре очень гармонично переплетаются элементы двух стран, двух стилей, двух направлений. Это русские кокошники и некоторые компоненты итальянской кампанилы, которая характерна тем, что размеры и количество окон в ней увеличивается на каждом уровне.

Как предполагают, архитектором башни был итальянец Петрок Фрязин. Видимо, он не смог удержаться и добавил в русскую архитектуру какие-то свои, заморские особенности. За что мы ему весьма благодарны. Ведь получилось очень красиво!

Удивительна и необычна история каменного храма Георгия Победоносца. Как предполагают учёные, в середине 16 века у Коломенского Вознесенского храма появилась колокольня, о которой речь шла выше. По всей вероятности, она была построена вместо звонницы, которая возвышалась ранее над южным крыльцом церкви Вознесения.

Что произошло и кто принял такое решение — мы, наверное, уже никогда не узнаем. Но в конце 17 века колокольню почему-то решили перестроить, то есть, не только саму колокольню, а изменить весь план существующей конструкции. И белоснежная колокольня постепенно стала превращаться в самостоятельный церковный комплекс.

К ней пристроили, так называемую, палату и небольшую трапезную, собранную из дерева. На этом строительные работы не закончились, они продолжились через несколько лет. Часть стен строений разобрали, и на месте трапезной поставили церковь Святого Георгия, к которой впоследствии пристроили новую теперь уже кирпичную трапезную.

В ходе всех этих работ первоначальный облик строения, конечно, был утрачен. Многое изменилось: что-то убрали, что-то добавили. В первой половине 20 века Барановский (первый директор музея) решил вернуть первоначальный облик церкви. Все поздние постройки были разобраны, и осталась только одноэтажная палата, которая появилась здесь в 17 веке.

А трапезную в 2000 году освятили, и она стала храмом Георгия Победоносца. Через несколько лет там установили иконостас.

В ходе восстановительных работ неожиданно была обнаружена отопительная система 19 века. Вот такая интересная и запутанная история. Внутри церкви под стеклом можно рассмотреть более древний фундамент.

В настоящее время храм не действует, но зато там открыта увлекательная и познавательная выставка. В качестве экспонатов здесь выставлены старые книги, иконы, древние летописи, документы, а также удивительные образцы народного творчества: резьбы по дереву, шитья, изразцы и фотографии прошлых лет.

Представлено на выставке и церковное облачение.

Один из главных экспонатов выставки — икона «Благовещения». На ней изображается явление архангела Гавриила Деве Марии: Он сообщает Ей радостную весть о том, что Она станет Матерью Бога.

Единственная действующая церковь на огромной территории музея-заповедника Коломенское — Казанская. За несколько веков своего существования её двери закрывались для прихожан только в начале Великой Отечественной войны. И только на несколько месяцев. Через непродолжительное время Богослужения в храме возобновились.

Очень примечательна и выразительна находящаяся в храме деревянная статуя Иисуса Христа. Но главной святыней здесь является обретённая в соседнем храме «Вознесения» чудотворная икона «Державная».

Это одна из самых почитаемых у нас икон Богородицы. Старинная и очень красивая! В связи с тем, что икона очень древняя и намоленная, говорят, молитвы к ней очень быстро исполняются. Подробнее об исторических фактах создания Казанского храма, об обретении чудотворной иконы, о том, как и когда можно посетить церковь и помолиться перед чудотворным Образом Божьей Матери, смотрите в отдельной статье: «Церковь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском — памятник русской веры и духа».

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

В свою очередь, Иван 4, как предполагают историки, дабы отметить своё вхождение на престол построил в близлежащем селе ещё один храм — Усекновения главы Иоанна Предтечи. Сейчас село Дьяково — это уже объединённая территория парка-музея Коломенское.

Вообще, история старинной церкви Иоанна Предтечи малоизвестна. Точная дата её появления так и не установлена, сейчас ее относят к 1529 году. Архитектура храма очень похожа на устройство прекрасного собора Василия Блаженного в Москве.

До сих пор так и не установлено: какой же из них был построен первым? Но считается возможным, что оба храма были воздвигнуты по проекту одного архитектора и построены бригадой мастеров из Пскова.

Это величавое и великолепное сооружение в Коломенском парке Москвы состоит из 5 частей. Центральный, самый высокий столп возвышается на 34 с половиной метра. Прилегающие к нему главки в 2 раза ниже — по 17 метров каждая.

Эти небольшие церковки объединены между собой переходами, по которым можно обойти основную башню. Наверное, это обстоятельство и придаёт всему строению такой единый и грациозный вид.

При одной из реставраций храма рабочие открыли великолепное украшение, находящееся в пространстве его главного купола. Это был мозаичный символ солнца из кирпичей, выполненный в виде вращающегося диска с отходящими от него лучами. Такой узор часто использовался, он стал символом открытия души человека небу и Господу. К большому сожалению, при очередной реставрации символ закрасили.

Церковь — действующая. По выходным и праздничным дням здесь проводятся обязательные Богослужения.

Церковь в состоянии реставрации. Сейчас установлен большой иконостас.

Но стены, потолок, купол покрыты белой штукатуркой. Возможно, со временем здесь появятся росписи.

Очень необычно помещение внутри: оно круглое. И это создает неповторимую атмосферу домашнего уюта и тепла.

Любопытно, что Коломенское числится в списке мест, где могла бы находиться библиотека Ивана Грозного. Может, это церковь Иоанна Предтечи? Далеко не факт, конечно, ведь таких предполагаемых мест более шестидесяти. Но достоверно известно, что Иван Грозный любил бывать в этих местах и постоянно отмечал в Коломенском свои именины.

А недалеко от храма располагается старое кладбище. Почти все могилы там заброшены и заросли травой и цветами.

Расцвет села приходится на время царствования Алексея Михайловича, который постоянно перестраивал и расширял отцовскую подмосковную резиденцию. Здесь он занимался соколиной охотой и проводил официальные церемонии. В 1667-1668 гг. по его приказу строится деревянный дворец, имеющий 270 помещений, в которых было 3000 окон.

Строительство велось артелью плотников под руководством Ивана Михайлова и Семена Петрова. Работы были завершены осенью 1673 года. Зимой 1673 года дворец был освящен патриархом Питиримом. Построенный комплекс делился на две половины. Мужская включала терема царя и царевичей и парадные сени. Женская половина состояла из теремов царицы и царевен.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

Всего во дворце было 26 теремов разной высоты – от двух до четырех этажей. В единый комплекс входили домовая Казанская церковь и дворы (Сытный, Кормовой и Хлебный), Палаты (Приказные и Полковничьи) и караульни. Вокруг были разбиты сады. Фасады были украшены резными наличниками с множеством разноцветных деталей и имели нарядный вид.

В 1694 году в селе прошли первые учения «потешных войск» Петра. После того, как столица была перенесена в Санкт-Петербург, село приходит в упадок. Дворец стал ветхим и был разобран. В 1766-1767 гг. напротив церкви Вознесения по чертежам князя П.В. Макулова строится новый дворец. Два его нижних этажа были каменные, а верхние — деревянные.

Музей-заповедник Усадьба Коломенское

Усадьба Коломенское и музей-заповедник включают в себя церкви, храм-колокольню Георгия Победоносца. Также сюда относятся водовзводная башня и двое каменных въездных ворот, ограда Государева двора и Сытный двор.

Столпообразный храм Вознесения высотой около 70 метров представляет собой единый вертикальный массив. Постепенно суживаясь, храм заканчивается стройным шатром, увенчанным небольшим барабаном с маленькой главкой. Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при его сыне Алексее Михайловиче.

Домовая церковь при царском дворце, построенная в 1649-1653 гг., стала первым храмом в честь Казанской иконы божьей матери. Колокольня Георгия Победоносца, построенная во второй четверти 16 века, являлась колокольней при Вознесенском соборе. Это круглая двухъярусная башня, стены которой обработаны ложными арками, пилястрами и кокошниками.

Водовзводная башня, построенная в 70 годах 17 века, служила воротами и обеспечивала водой Государев двор. Парк Коломенское славится своими садами, занимающими значительную часть его территории. Это были Красный и Казанский, Новый и Вознесенский, Большой и Дьяковский сады. Здесь росли кедры и пихты, грецкие орехи.

Выращивались яблони и груши, овощи и лекарственные травы. К настоящему времени сохранились только Казанский, Дьяковский и Вознесенский сады. В наше время парк Коломенское преображается. Через овраги перекинуты очень красивые и изящные мостики. Около известного дворцового оврага лежат два валуна, которые обладают лечебной силой. Они называются «Девичий камень» и «Гусь камень». Можно совершить прогулку на речном трамвайчике от пристани.

Оцените статью
Море зовет
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.