Как осуществляется аудит в сфере закупок

Советы

Аудит в сфере закупок: кто, что и как оценивает

Поясним, что такое аудит по 44-ФЗ, что в него входит и какие задачи преследует аудит в сфере закупок.

Аудит в сфере закупок представляет собой анализ и оценку закупочной деятельности заказчика и ее результатов со стороны контролирующих органов. Их проверяют на соответствие целям госзакупок. Напомним, что к ним относится:

  • достижение целей госпрограмм, реализация мероприятий;
  • исполнение обязательств РФ;
  • нормальное функционирование госорганов, органов субъектов и муниципалитетов, реализация всех возложенных на них полномочий.

Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой, контрольно-счетными органами в регионах страны и в муниципальных образованиях. К примеру, под аудит Счетной палаты подпадают госкорпорации, ГКУ и внебюджетные фонды, автономные и бюджетные учреждения, ГУПы, юридические лица, участвующие в инвестиционном капстроительстве за счет денег из федеральной казны.

Органы аудита ведут экспертно-аналитическую и информационную деятельности, проводя проверки, анализ и оценку сведений о закупках заказчика. В том числе анализируются законность, целесообразность, обоснованность, своевременность расходов на процедуры.

Специалисты выявляют недостатки, устанавливают их причины, готовят предложения по устранению нарушений.

Органы аудита в своей работе используют методические рекомендации. В частности, в них говорится о направлениях аудита:

  • формирования контрактной службы и закупочных комиссий;
  • требования к товарам, работам, услугам;
  • правильность подготовки планов и планов-графиков;
  • наличие обоснования процедур;
  • правильность выбора способа определения поставщика;
  • наличие в госконтрактах обязательных условий;
  • обоснованность допуска/недопуска участников;
  • обоснованность заключения госконтрактов с едпоставщиком.

Какие еще источники информации инспекторы вправе использовать на проверках? Инспекторы могут использовать информационные системы Счетной палаты.

Например, Информационно-аналитическую систему удаленного проведения внешнего государственного аудита (ИАС УВГА), Единую систему государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений (ГИС ЕСГФК), СПАРК-ИНТЕРФАКС, СПАРК-МАРКЕТИНГ.

Совет от эксперта журнала Госзакупки.ру

Разделите товары и работы в НМЦК

Счетная палата проверяет не только расходы, но и вашу закупочную деятельность в целом.Например, КСП города Муравленко выявила нестандартные для проверки счетной палаты нарушения на сумму 19 483 282 рубля.

Заказчик, по мнению инспекторов, намеренно дробил закупки на мелкие и закупал у едпоставщика, чтобы не проводить конкурентную процедуру.

Инспекторы сделали такой вывод, потому что объекты во всех закупках у едпоставщика были идентичные.

Получить гостевой доступ к журналу

Выделяют три этапа аудита в сфере закупок по 44-ФЗ. Первый — подготовительный. На нем аудиторы собирают информацию, изучают специфику предмета аудита. В результате специалисты разрабатывают программу.

Далее следует основной этап. На нем проводится проверка по перечню вопросов, указанных в программе. Особое внимание уделяется экономии бюджетных средств. Специалисты высчитывают абсолютный объем экономии, а также относительный.

На заключительном этапе обобщаются результаты и оформляется итоговый отчет. В нем даются рекомендации по совершенствованию закупочной деятельности заказчика. Информация о проверках в ходе аудита в конце года собирается вместе и публикуется в ЕИС.

Как осуществляется аудит в сфере закупок

Система наблюдения за контрактной системой включает три составляющие. Помимо аудита в сфере закупок это также мониторинг и контроль. Контроль в сфере закупок подразумевает проведение проверочных мероприятий со стороны Федеральной антимонопольной службы.

Мониторинг — это систематические наблюдения со стороны специалистов госорганов за закупочной деятельностью заказчиков. Они анализируют информацию о реализации планов и планов-графиков закупок. О мониторинге говорится в постановлении Правительства РФ от 03.11.2015 № 1193. Им занимается Минфин.

В частности, во время мониторинга специалисты оценивают, какое количество процедур из числа запланированных состоялись, на какую сумму подписаны контракты, сколько из них расторгли, были ли неустойки и штрафы.

Еще по теме  Пляж Широкая балка – Новороссийск: фото поселка, отзывы, видео

Также из ЕИС берутся сведения о жалобах на поставщиков, об итогах плановых и внеплановых проверок, числе предписаний в адрес заказчиков, о выданных банковских гарантиях и т.д.

В Минфин информацию передают два ведомства: Счетная палата и ФАС. Счетная палата рассказывает о числе закупок, которые не опубликованы в ЕИС, а также о стоимости контрактов и общей сумме банковских гарантий. ФАС сообщает о поступивших сообщениях от заказчиков о включении в РНП, об их рассмотрении, о согласовании закрытых процедур.

В результате мониторинга ежеквартально оформляются отчеты. Они публикуются в ЕИС. Порядок подготовки отчета содержится в постановлении Правительства РФ № 1193.

Кто осуществляет аудит

В указанной статье Закона перечислены органы государственной власти, которые должны проводить оценку. Итак, аудит в сфере закупок осуществляют:

  • cчетная палата;
  • контрольно-счетные органы в регионах;
  • контрольно-счетные органы муниципалитетов;
  • законодательные органы государственной власти субъектов РФ;
  • представительные органы муниципальных образований.

Счетная палата — это постоянно действующий орган власти, который осуществляет внешний государственный аудит. Работа данного органа власти регламентирована Федеральным законом «О счетной палате Российской Федерации», а также ее регламентом. Должностные лица — аудиторы самостоятельно проводят оценку и несут ответственность за результаты.

Как осуществляется аудит в сфере закупок

Если говорить о контроле в регионах и муниципалитетах, то такого рода органы осуществляют свою работу на основании принятых в пределах данных регионов и муниципалитетов актов и регламентов их деятельности.

Необходимо отметить лица, деятельность которых подлежит рассматриваемой нами проверке: это государственные органы, унитарные предприятия, юридические лица, бюджетные и автономные учреждения.

Аудит закупок (аудит системы закупок)

Задача аудита закупок возникает чаще всего в случаях, когда руководство организации считает необходимым повысить эффективность системы закупок, а так же когда возникает вопрос о соответствии существующих правил закупки требованиям законодательства.

Комплексный аудит системы закупок

Данная задача достаточно сложная и ресурсоемкая. Для проведения аудита консультанту необходимо изучить как строится система закупок заказчика, взаимодействуют подразделения, какие правила (документы) регулируют закупки. При этом анализу подлежат не только закупки как таковые, но и все связанные с ними бизнес-процессы.

Обычно в рамках аудита проводятся встречи и анкетирование ключевых специалистов и руководителей, формализуется модель процесса закупки.

Итогом аудита является развернутое заключение, включающее описание выявленных проблем и недостатков и рекомендации по усовершенствованию системы закупок.

Центр эффективных закупок Тендеры.ру предлагает услуги по аудиту закупок. Стоимость и сроки такого проекта зависят от сложности организационной структуры, регулирующих систему закупок документов и др., и составляют 1-3 месяца, соответственно со стоимостью от 500 тыс. руб. Результат – экспертное заключение.

Еще по теме  Вышивка крестом для начинающих вышивка для детей

Как осуществляется аудит в сфере закупок

Аудит закупок на соответствие требованиям федерального закона 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ требует, чтобы у заказчиков, на которых он распространяется, было утверждено «Положение о закупке» и устанавливает ряд требований к закупочной деятельности, от размещения информации на официальном сайте и планирования, до проведения закупок в электронной форме.

Как правило, «Положение о закупке» разрабатывается специалистами заказчика самостоятельно, при этом за основу берутся типовые документы из открытых источников.

Центр эффективных закупок Тендеры.ру предлагает оценку «Положения о закупке» на соответствие 223-ФЗ и другим требованиям законодательства. Стоимость услуги для документа до 50 страниц – 40 тыс. руб., срок оценки – 5 рабочих дней. Результат – экспертное заключение.

Аудит правил закупочной деятельности

Обычно задача аудита закупок ставится глобально, однако возможен анализ и оценка отдельных ее аспектов.

Как правило, к числу таких подзадач относится анализ документов, регулирующих закупочную деятельность (положения о закупке, Стандарта закупочной деятельности, типовых документаций, положения об оценке, регламента закупочной комиссии и т. д.)

Аудит в сфере государственных и муниципальных закупок

Законодательство о контрактной системе предусматривает несколько видов мероприятий, направленных на выполнение контрольных и надзорных функций в сфере закупок. Наиболее распространенным, несомненно, является контроль в сфере закупок, поскольку именно его результаты влекут за собой выявление нарушений, наложение штрафов, а порой и судебные разбирательства.

Как осуществляется аудит в сфере закупок

На фоне проверок, осуществляемых контрольными органами в пределах своих полномочий, о существовании мониторинга и аудита в сфере закупок некоторые заказчики даже не знают, а если и знают, то не в полной мере понимают смысл данных мероприятий.

Между тем, для заказчика проведение аудита – это не менее значимая процедура, чем проверка контрольными органами. Разберем основные положения аудиторских проверок в сфере закупок.

Осуществление аудита в сфере закупок регламентируется положениями статьи 97 Закона № 44-ФЗ. В отличие от проверок, целью которых является обнаружение нарушений законодательства о контрактной системе, аудит направлен в первую очередь на анализ результатов закупочной деятельности.

Среди основных целей проведения аудита можно выделить следующие:

  • оценка и анализ проведенных учреждением закупок в целом и конкурентных процедур в частности;
  • достижение целей осуществления закупок;
  • оценка эффективности закупочной деятельности учреждения.

Согласно части 1 статьи 97 закона о контрактной системе, органами, уполномоченными на проведение аудита, являются:

  • счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные органы Федерального уровня;
  • счетные палаты муниципальных образований.

Зачем нужен аудит?

Как было сказано выше, основной целью аудита является не столько выявление нарушений в сфере контрактной системы, сколько анализ эффективности закупочной деятельности того или иного учреждения-заказчика.

Предметом аудита может быть как деятельность учреждения в целом, так и выполнение какой-либо конкретной государственной или муниципальной программы, освоение целевых средств, дополнительных ассигнований и т.д.

Несмотря на то, что контроль соблюдения норм контрактного законодательства не является основной целью аудита, в случае выявления фактов, содержащих признаки административного или уголовного правонарушения, проверяющие обязаны передать материалы в органы, уполномоченные на осуществление контроля.

При проведении аудита принято условно выделять три этапа:

  1. Подготовительный – включает в себя предварительный сбор и изучение информации, составление программы.
  2. Основной – предусматривает осуществление проверок всех необходимых материалов и направлений деятельности учреждения. Особое внимание уделяется вопросам эффективности и целесообразности закупочной деятельности и формированию экономии бюджетных средств.
  3. Заключительный – включает в себя обобщение результатов аудита и составление отчета, содержащего выводы и рекомендации.
Еще по теме  Курортный спа-отель luna blanca 5 в городе Сиде Турция

Данная процедура предусматривает учет и оценку работы заказчика по ряду направлений:

  • планирование и проведение закупок (в том числе оценку заявок при осуществлении закупок конкурентными способами);
  • оформление и заключение контрактов (наличие обязательных условий, сроков подписания, наличие согласований и т.д.);
  • соблюдение условий заключенных контрактов в части количества и качества поставленного товара, выполненных работ или оказанных услуг, а также сроков и порядка оплаты;
  • формирование цены контракта;
  • эффективности управления контрактами.

Заключение

Смысл аудита заключается прежде всего в оценке эффективности и обоснованности тех или иных показателей или аспектов закупочной деятельности учреждения-заказчика. Исходя из этого положения, ответственным лицам заказчиков рекомендуется проводить внутренний аудит и мониторинг собственными силами с целью предупреждения нарушений.

Кроме того, следует быть готовыми к обоснованию своих действий или бездействий, поскольку в отдельных случаях именно от этого будет зависеть позиция проверяющих.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее…

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Содержание аудита

Говоря об аудите в целом, нужно различать несколько его видов:

  • финансовый (бухгалтерский) — это проверка отчетности;
  • налоговый — контроль соответствия деятельности налоговому законодательству;
  • на соответствие определенного рода требованиям — анализ определенной финансовой или общей деятельности предприятия;
  • ценовой — проверка обоснованности установленной стоимости;
  • аудит хозяйственной деятельности — систематический анализ деятельности организации;
  • специальный (например, экологический) — анализ конкретных аспектов деятельности лица, соблюдения правил и норм;
  • управленческий — анализ системы управления предприятием.

Как видно из перечня, среди них нет так называемого анализа в сфере закупок. Это новый для России вид, который был закреплен Законом о контрактной системе в сфере закупок.

Аудит в сфере закупок осуществляется по 44-ФЗ и выполняет ряд задач:

  • проверка, анализ и оценка сведений о законности, обоснованности и целесообразности, эффективности и результативности трат на планируемые закупки, а также исполняемые контракты;
  • выявление отклонений, нарушений и недостатков в сфере закупок, установление причин и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы.

Важно отметить, что предметом такой проверки является правильное и целесообразное расходование бюджетных денежных средств. Среди документов, которые необходимы контрольному органу для проверки, можно назвать, например, планы и планы-графики, различного рода реестры (контрактов, банковских гарантий, недобросовестных поставщиков), правила нормирования, каталоги необходимых товаров и многое другое.

Результатом такой работы является отчет, который должен содержать конкретную информацию об обоснованности и законности, эффективности и результативности затрат на проводимые торги, а также выводы и предложения, в том числе рекомендации.

Оцените статью
Море зовет
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.