Компьютерная зависимость у подростков, интернет зависиомсть: как лечить

Новости

Угроза из XX века

Тинейджеры из 2000-х порой не знают ни дворовых песочниц, ни футбольных баталий, ни казаков-разбойников. Общение, игра и обучение переместились в электронное пространство, и это делает детей и подростков уязвимыми перед компьютерной угрозой.

С одной стороны, неокрепшая личность должна подчиняться требованию времени и умело управляться с любой современной техникой. С другой – нужно избежать множества соблазнов и не потерять связь с реальностью.

Предотвращать зависимость от гаджетов – общая задача семьи и школы. Но совсем уберегать детвору от компьютеров сегодня и сложно, и неправильно. Школьные правила предполагают ограниченное и направленное использование технологий в учебных целях. А вот избежать домашних ошибок в развлечениях и досуге – в силах родителей.

Невидимые враги

Школьник от 7 до 17 лет – это психологическая губка. Без контроля в детской психике могут появиться негативные черты:

  • неограниченное, жадное потребление электронного контента в любой его форме: новости, игры, видео, кино;
  • потеря себя, утрата чувства реальности, искажение приоритетов, мир подростка начинает зависеть от пикселей на экране;
  • отказ от социальной ответственности, возрастных обязанностей;
  • ограниченность контактов и коммуникативных навыков, развитие патологических черт и акцентуаций характера;
  • потеря интереса к познанию и даже к событиям в жизни собственной семьи;
  • нарушение суточного ритма, режима сна, питания, чистоплотности и прочее.

В Сети ребенок может столкнуться с преступниками: мошенниками, вымогателями, педофилами и группами смерти. Если позволить ребенку слишком долго находиться в состоянии зависимости, могут развиться тяжелые последствия:

  1. отставание в социальном развитии, асоциальные формы поведения;
  2. нервно-психические расстройства разных типов;
  3. соматические заболевания: сколиоз, гастрит, истощение, офтальмологические болезни.

Типы компьютерных игр

Компьютерная зависимость у подростков, интернет зависиомсть: как лечить

– Наталья Валерьевна, что такое игровая зависимость у подростков с медицинской точки зрения?

Компьютерная зависимость у подростков, интернет зависиомсть: как лечить

Наталья Шемчук

– Игровая зависимость – это патологическое влечение к азартным играм – психическое расстройство. В Международной классификации болезней (МКБ-10) она отмечена в разделе «расстройства привычек и влечений».

Пока подростки не внесены в этот реестр: в 1996 году, когда создавалась МКБ-10, подростковой игровой зависимости, возможно, не существовало. Скоро появится новое издание, МКБ-11, и я уверена, что в ней уже будет рубрика, посвященная интернет-зависимости у детей и подростков.

Необходимо заметить, что нехимические зависимости достаточно разнообразны, наиболее часто возникающие внесены в тот же раздел, а именно – пиромания (страсть к поджогам), клептомания (страсть к воровству без умысла обогатиться), трихотилломания (навязчивое и непреодолимое выдергивание волос) и т.д. Зависимостей много, наиболее распространенных из них три: алкоголизм, наркомания, игровая зависимость. Две из них являются зависимостями от психоактивных веществ.

Кстати, при лечении химических зависимостей физическую зависимость снять легко. То есть – убрать стремление организма получать конкретное химическое вещество. А вот с психологической составляющей, воспоминанием человека о том, как он мог войти в другой мир, не реальный, и уйти от проблем, – очень сложно работать.

– Вы сказали про азартные игры, но ведь в компьютерные игры играют чаще всего не на деньги?

– Да, у них нет так называемой монетарной зависимости, их влечение не несет материального поощрения. У них зависимость эмоциональная и психологическая, которая затем, если у ребенка, подростка есть «патологическая почва», развивается в серьезнейшую патологию. Монетарный механизм тут уже не важен.

– Каковы последствия игромании для человека?

Детская игровая зависимость

– Как у любой другой зависимости, в том числе химической. Они – чудовищные. Мелькание экрана, резкие звуки во время игры влияют на биоэлектрические потенциалы мозга. Если у ребенка когда-то в детстве была гипоксия (любой этиологии), лунатизм, то это при игре по пять-семь часов в день может привести и к эпилептическому припадку.

На фоне игромании может развиться психоз, психоэмоциональное возбуждение, когда дети могут драться с родителями, разбивать все вокруг – это угроза самому ребенку и окружающим. О потере связи с социумом, деградации и прочем, думаю, и говорить не стоит – это всем известно.

– Но ведь нельзя же в современном мире ребенка оградить от компьютера и компьютерных игр?

– Да, конечно, мы не можем сейчас их оградить: технологии развиваются, и компьютер, конечно, приносит не только вред. Все зависит от качества информации, получаемой ребенком, от того, какие функции используются им на компьютере, с какого возраста. А также от того, сколько времени проводит подросток или ребенок за компьютером.

Когда я начинала работать с зависимыми от азартных игр, у нас считалось, что проводить больше двух часов за компьютером подросткам нельзя. Патологией считалось, если ребенок находился у монитора больше четырех часов в сутки. Сейчас наши зарубежные коллеги эти границы расширили (учитывая учебные материалы, которые школьники ищут в интернете, и прочее) и утверждают, что мы можем говорить о патологической зависимости, если подросток более пяти-семи часов находится у компьютера.

Компьютерные игры различаются по жанру, сложности сюжета, вовлеченности игрока. Головоломки, логические и текстовые игры не несут большой эмоциональной нагрузки, поэтому вероятность развития патологического влечения к ним низка. Причиной зависимости становятся:

  • Аркады. Обладают простой графикой и простым звуком. Могут привлечь детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для детей старше 9-10 лет слишком однообразны, быстро надоедают.
  • Экшн-игры. В эту группу входят так называемые стрелялки и драки (шутеры и файтинги). Они основаны на использовании героем физической силы, требуют проявления злости и агрессии. Возможность открытого проявления злости и агрессии провоцирует зависимость.
  • Ролевые игры. Перевоплощение в героя погружает ребенка в виртуальный мир, а отслеживание его развития, выстраивание отношений с другими персонажами способствует формированию зависимости.

Анатомия зависимости

Психологическая зависимость формируется постепенно: от интереса к увлечению, а затем к потребности и пристрастию. Темп этих изменений индивидуален. Механизмы на уровне физиологии (и это доказано экспериментально) аналогичны стадиям формирования алкоголизма и наркомании:

  • I стадия: бессимптомная. Ощущая удовольствие от взаимодействия с устройством, подросток не замечает никаких негативных последствий, зато может обосновать выгоду от такого взаимодействия. Оно видится безопасным и позитивным. «Употребление» компьютера носит хаотичный характер. Социальные связи сохраняются. В домашних условиях проблема корректируется правильно построенной беседой о назначении телефона и ПК, правилах их использования.
  • II стадия: привыкание. Периодичность может быть от нескольких часов до нескольких дней, но она прослеживается достаточно четко. Например, ежедневно в одно и то же время подросток обращается к игре и проводит за ней пару часов. Происходит утрата свободы выбора: играть или не играть. Возникает некая обязанность, которую ребенок защищает и оправдывает ответственностью перед другими игроками. Стандартное прикрытие: «Я так отдыхаю. Это не мешает мне жить в реальности». Необходимо срочное вмешательство семьи и школы в коррекцию такого состояния. Поддержка психолога значительно улучшает прогноз, полностью вылечивать удается более 80% случаев.
  • III стадия: приоритет пристрастия. Подросток уходит в мир виртуальной реальности, посвящает ему все время, отказывается от привычной жизни и удовольствий в пользу зависимости. Более того, возникают новые зависимости, например курение. На этом этапе лечение и реабилитацию необходимо проводить профессиональными средствами. Одной консультации психолога может быть недостаточно. Избавляться от зависимости придется с помощью опытного психотерапевта или даже гипнолога.
  • IV стадия: переход из психологического плана в психический. Проявляются физиологические нарушения (позвоночник, мозг, органы зрения и пищеварения страдают больше других). Деградация личности, утрата контактов, уход от реальности, суицидальные мысли, изменения в мышлении, характере и поведении. Ребенка нужно срочно спасать! Лечение компьютерной зависимости у подростков на этом этапе требует обращения к психиатру.

Скачок от легкой степени до тяжелой колеблется в зависимости от возраста, жизненной ситуации, временных и материальных возможностей. Чтобы определить, зависим ли подросток от компьютера, нужно спрашивать не «Как давно это происходит?», а «Насколько это глубоко внедрилось в личность?»

Лечение игромании у детей

Игровая зависимость у детей возникает в случаях, когда сами родители много времени проводят за компьютером, не уделяют внимания ребенку, подолгу отсутствуют дома, предоставляя возможность самостоятельного выбора времяпрепровождения. Игромания формируется на базе одного из четырех типов воспитания:

  • Травмирующий. Ребенок находится в позиции агрессора или жертвы – «нападает» на воспитательные приемы родителей либо подвергается насилию (моральному, физическому) со стороны взрослых. Зависимость от игр, алкоголя, наркотиков позволяет ему уйти от реальности, перестать исполнять роль.
  • Требовательный. При таком типе воспитания к ребенку предъявляют завышенные требования и многого ожидают от него. Возникает сильное эмоциональное напряжение и тревога, которые требуют выхода. Во время игры происходит отвлечение от сложной ситуации и выплеск накопившихся эмоций.
  • Лицемерный. В семье, где родители часто лгут друг другу и детям, ребенок испытывает чувство унижения и стыда. У него возникают проблемы самоидентификации, отсутствуют ответы на вопросы «кто я?», «какой я?». Эта растерянность в реальном мире компенсируется целостностью личности игрового героя.
  • Непоследовательное. В таких семьях родители не могут договориться о методах воспитания, часто меняют требования к ребенку. У него возникает эмоциональный дискомфорт, растерянность (не понятно, что делать, чтобы не злить родителей). В игре же существуют четкие правила, соблюдение которых приводит к желаемому результату.
Еще по теме  Загадки с подвохом и на логику – смешные и сложные загадки с ответами

Компьютерная зависимость у подростков, интернет зависиомсть: как лечить

Детская игровая зависимость, как правило, не требует медикаментозной терапии и вмешательства врачей. Помощь специалистов нужна в случаях, когда помимо игромании имеются эмоциональные расстройства (тревожность, страхи, депрессия) или другие зависимости, например токсикомания или алкоголизм. Большинству родителей удается справиться с проблемой самостоятельно или с привлечением семейного психолога для консультаций.

Здоровое развитие личности ребенка происходит в условиях демократичного воспитания. В семьях, где оно практикуется, игровая зависимость у детей и подростков встречается крайне редко.

Чтобы у ребенка не возникало желания «сбежать» в виртуальную реальность, общение с родителями должно быть интересным, протекать в условиях доверия и обеспечивать чувство безопасности.

Стоит исключить тотальный контроль, приказы, угрозы и шантаж со стороны родителей. В детях поощряется ответственность и самостоятельность.

Родители требуют от своих детей адекватного поведения, но при этом чутко относятся к их желаниям и потребностям. В таких семьях царят справедливость и последовательность, твердость и дисциплина. Дети чувствуют ответственность за свое поведение, они самостоятельны, активны и инициативны. Родители гибко и рационально направляют поведение своего ребенка. Мотивы предъявляемых к нему требований всегда объясняются и обсуждаются, авторитаризм используется только в самых крайних случаях, в ребенке ценится не только послушание, но и независимость, правила и нормы поведения вводятся последовательно и четко, но и мнение ребенка всегда учитывается. В такой семье все ее члены ощущают себя единым целым, в отношениях сильны эмоциональное начало, взаимопомощь и поддержка друг друга.”

Чтобы не провоцировать протест ребенка, уменьшение количества игрового времени нужно осуществлять постепенно, заменяя его другими видами активности. Важно правильно организовать режим дня и окружающее пространство. Оптимальное время для компьютерных игр зависит от возраста. До 6 лет лучше не позволять ребенку играть вообще, с 6 до 10 лет игровые периоды должны увеличиваться с 20 до 60 минут в день, в 10-12 лет – 1-2 часа в день (не ежедневно, с перерывами). При введении ограничений рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • говорите о том, что вы расстроены пристрастием ребенка к играм, но не используйте обвинения и оскорбления в его адрес
  • объясните необходимость введения временных ограничений для игр (например, «это нужно, чтобы сохранить твое здоровье»)
  • сократите количество часов для компьютерных игр, но позвольте ребенку выбрать, когда именно он будет играть, составьте план игрового времени
  • не допускайте, чтобы плановое время для игр было увеличено: не поддавайтесь на уговоры, обиды, не начинайте торги
  • в конфликтных ситуациях оставайтесь спокойным и последовательным
  • обязательно введите новые увлечения в жизнь ребенка, спрашивайте, чем ему хочется заниматься, или вспоминайте, о чем он мечтал раньше – футбол, танцы, бокс (что-то еще)

Возрастные особенности

Компьютерная зависимость у подростков редко проходит сама собой. Чтобы помочь молодому человеку преодолеть проблему, ему требуется поддержка родителей и, возможно, профессиональная терапия. А у системы образования теперь есть новая задача – отучение молодежи от интернет-общения.

признаки

Многие специалисты склонны считать, что появление разного рода зависимостей (до второй стадии) у подростков из разных стран – вариант возрастной нормы. Дети стремятся познать мир взрослых и примеряют на себя взрослые увлечения, в том числе компьютерные. Но все же не стоит оправдывать родительские упущения этой мыслью.

Еще по теме  Пляж Паттайя Бич - центральный пляж Паттайи

Когда мама желает заполучить часок-другой свободного времени, самым простым решением она видит посадить малыша перед телевизором или дать ему в руки планшет с мультиком. И уже в 2–3-летнем возрасте у ребенка начинает формироваться ошибка мировосприятия: невозможно жить, отдыхать и общаться без планшетника и мобильника.

В редких случаях и лишь под пристальным надзором родителей (педагогов) неуемная тяга к компьютерным технологиям обретает формы здоровой увлеченности и профессиональной направленности подростка. Статистика утверждает, что так происходит лишь у 0,5% интернет-зависимых детей – юных программистов, сайтостроителей и веб–дизайнеров. Все остальные представители подрастающего поколения, увы, в группах риска.

Отсутствие контроля

Риск: временной фактор. Предоставленный сам себе ребенок выбирает самые простые занятия, не требующие усилий. Вместо чтения книги – просмотр ТВ, а вместо спортивных упражнений – компьютерная стрелялка.

Решение: обучать ребенка обращению с электроникой необходимо, но нужно также тщательно контролировать время, проведенное в киберпространстве, и уместность обращения к нему. Профилактика – самый короткий путь избавления от проблемы, потому как ребенка отучить от компьютерной зависимости легче, чем подростка.

Компьютерная зависимость у подростков, интернет зависиомсть: как лечить

Что делать, если проблема уже есть? Когда хаос царит в жизни родителей, то подростку не остается иного, кроме как обрести необходимый порядок в виртуальном мире. Поэтому начните с себя и забудьте об ультиматумах!

Риск: любые конфликты в семье могут послужить поводом для ухода от реальности. Скандалы возникают при столкновении интересов несовершеннолетнего и взрослых. В ситуации с подростковыми всплесками «дурного характера» бороться, значит, договариваться.

Решение: пересмотр семейных отношений и требований – главный профилактический шаг родителей. Сделайте это раньше, чем сын или дочь найдут замену семье в сетевой ролевой игре или общем чате.

Риск: завышенные ожидания родителей. Возникают они чаще из-за собственной нереализованности. Например, мама окончила школу с серебряной медалью, а дочь должна во что бы то ни стало заработать золотую. Но задумайтесь, нужно побеждать в войне за оценки девочке, которая увлечена живописью и фортепиано?

Решение: отделите свои интересы от интересов и потребностей ребенка. Помните, что он не обязан заслуживать вашу любовь и отвечать вашим идеалам. Любовь – безусловное родительское чувство. И даже самый отчаянный негодяй имеет право быть любимым сыном.

Одинокие дети

Риск: одинокий подросток – это не тот юный человек, у которого нет друзей или контактов, а тот, который не ощущает поддержки, понимания и эмоциональной близости со старшими. Нет у одинокого подростка человека, с которым можно поделиться радостями или переживаниями.

Решение: научитесь понимать, оказывать поддержку и убеждать. Ребенка важно научить справляться с причинами переживаний, а не держать их в себе.

Риск: подростковый возраст называют «нежным» за уязвимость детской души. Первая любовь, первое предательство, трудные отношения с учителями, дрязги со сверстниками, борьба за лидерство в классе, огромное количество эмоциональных переживаний. При этом «мальчики ведь не плачут», а «девочки должны быть гордыми и не показывать слез». Вот и уходят ребята в виртуальность, чтобы отвлечься, провести время там, куда не вторгнется бестактный папа или слишком любопытная мама.

Компьютерная зависимость у подростков, интернет зависиомсть: как лечить

Решение: посетите психолога, научитесь использовать правильные модели поведения при воспитании подростка, научитесь быть союзником своего ребенка.

Признаки игровой зависимости

Игровая зависимость от компьютерных игр у детей проявляется снижением интереса ко всем сферам жизни: снижается школьная успеваемость, ухудшаются результаты занятий спортом, появляются проблемы в отношениях с родителями и учителями. К признакам детской игромании относят:

  • эмоциональные протесты на просьбы прекратить игру и отойти от компьютера
  • неспособность ребенка определить, сколько времени он собирается потратить на игру
  • злость и раздражение, если приходится отвлекаться от игрового процесса
  • требование денег на игровые обновления, аксессуары для компьютера
  • невыполнение учебных заданий для самостоятельной работы и домашних обязанностей
  • нарушение режима дня: поздний отход ко сну, пропуски приемов пищи из-за игры
  • пренебрежение правилами гигиены
  • улучшение настроения и повышение активности во время игры
  • подавленность и раздражительность при невозможности сесть поиграть
  • частое обсуждение игр в разговорах со сверстниками

Зависимый подросток

Глубокая и объективная диагностика игровой или иной формы компьютерной зависимости – дело профессионалов. Но заметить признаки назревающей проблемы родитель может и самостоятельно. Обратите внимание на поведение подростка и ответьте на несколько вопросов о нем.

  1. О чем он говорит? Широкий круг тем и их обсуждение с родными, друзьями и одноклассниками – позитивный знак.
  2. Чем он занят? Ребенок увлеченно занимается карате, посещает изостудию, делает успехи в литературных конкурсах – прекрасно! Обещанное он исполняет в срок, а начатое – доводит до конца.
  3. Как он проводит свободное время? Компьютер не входит в круг основных интересов. Юноша читает книги, интересуется тематическими телепрограммами или даже задумал научное исследование в Малой академии наук – будьте спокойны.
  4. В каком он расположении духа? Раздражительность, смена настроения, истерики, депрессии несвойственны здоровым и социально активным тинейджерам.
  5. Участвует ли он в семейных делах? Ходить по магазинам, убирать, ездить на дачу с родителями – способы провести время с пользой для семьи. Психологически здоровый подросток осознает свой вклад в семейный быт.
  6. Как он/она выглядит? Для здорового подростка важен внешний вид! Неухоженность, мешковатость, стремление носить капюшон – первые попытки уйти от реальности.
  7. Как он спит? Тревожный сон, лунатизм, поздний отход ко сну – поводы начать отваживать чадо от компьютера. Кстати, хороший аппетит не считается признаком здоровья, когда речь идет о компьютерной зависимости!
  8. О чем он мечтает? Победить очередного монстра на девяностом уровне? Или все-таки поехать в Европу на фестиваль песчаных скульптур? Или заполучить редкий альбом любимой рок-группы? Вспомните или расспросите ребенка о его мечтах.

Что делать родителям

Если родители определи, что их ребенок страдает от игромании, значит, незамедлительно стоит приступить к ее лечению. Категорически запрещается устраивать истерики, проявлять агрессию по отношению к ребенку и полностью закрывать ему доступ к компьютеру.

Еще по теме  Летний отдых на Байкале Чем там можно заняться и как добраться

Есть много способов, как бороться с игровой зависимостью у подростков. Чтобы применять правильные методы, стоит обратиться за помощью к психологу. Он составит психологический портрет пациента и определит индивидуальную карту для лечения. Очень важно определить истинные причины, почему ребенок ушел в виртуальный мир, и начать бороться именно с ними.

Стоит помнить, что игровая зависимость у подростков лечение потребует много времени и сил. Ребенка нужно вернуть в реальность — проводить с ним много времени, найти общие интересны, записать на спорт или танцы. Однако нельзя быть грубым и заставлять подростка делать то, что он не хочет. В спорных моментах всегда можно найти компромисс.

Действовать нужно разумно, планомерно и методично. Если что-то пойдет не так, подросток может не дать вам второго шанса. Его доверие – хрупкая субстанция. Противодействие симптомам дает лишь временное облегчение. Проблема может вернуться, когда снова возникнут благоприятные условия. Поэтому выбирайте путь спасения через устранение исходных причин зависимости.

Ответ всего на три вопроса откроет перед вами целый ворох информации о ребенке, которого вы воспитываете. Постарайтесь разобраться в собственных мотивах и поступках, убедитесь, что не подаете дурной пример и не создаете психологический дискомфорт в семье.

  1. Что заставило юношу погрузиться в виртуальный мир?
  2. Что ему известно об альтернативах в реальном мире?
  3. Что делаете вы лично как родители, чтобы поддерживать интерес к реальности?

Если ребенок одинок, найдите утраченный путь к его сердцу. Если он не уверен в себе, приложите усилия, чтобы нормализовать его самооценку. Для каждой стадии зависимости существует оптимальный путь преодоления проблемы.

И долгие разговоры по душам. Именно доверительный диалог поможет разобраться, откуда берутся проявления зависимости. Что такое важное и ценное спрятано там, по другую сторону монитора, чего ребенок не может найти рядом с семьей и друзьями?

Ведите разговор в спокойном ровном тоне, искренне интересуйтесь ответами, но не переходите в назидание. Используйте правильные речевые конструкции:

  • Меньше закрытых вопросов, предполагающих однозначный ответ «да» или «нет».
  • «Я» вместо «ты»: «Мне бы хотелось узнать об этой игре» вместо «В какую игру ты играешь?»
  • Задавайте конкретные вопросы: «Зачем нужна эта команда в чате?», «Почему этот герой лучше?», «Какое оружие будет на следующем уровне?»
  • Подключайтесь к интересу ребенка: сыграйте вместе с ним, попробуйте разработать алгоритм программы, посмотрите вместе хорошее мудрое аниме.
  • Не высказывайте оценок и категоричных суждений, даже если заметите явную глупость или ошибку. Лучше отшутитесь.

Как только контакт будет достигнут, вы сможете манипулировать им. Для ребенка важнее сам контакт, а не ситуация в которую он включен. Поэтому постепенно удастся увести диалог от компьютерной тематики и от самого компьютера.

Детский психолог

У подростков есть общая ошибка: они не разделяют профессиональные обязанности психолога, психотерапевта и психиатра. К «мозгоправам», по мнению подростка, ходить стыдно!

Поэтому сначала вдвоем с супругом посетите детского специалиста без ребенка, поведайте «историю болезни», обсудите пути дальнейшего сотрудничества. Профессионал обязательно даст вам подробные инструкции. Только индивидуальный подход поможет привести ребенка к психологу.

Попасть к психотерапевту зависимый подросток может двумя путями: добровольно (через осознание проблемы в кабинете психолога и осознанный выбор) и принудительно (когда у родителей не остается иного выхода).

Психотерапия требует внушительных материальных затрат и заинтересованности пациента, а гипноз действует далеко не на всех. В порядке рекомендации рассмотрите возможность мягко переключить ребенка на «нестыдные» методы терапии:

  • арт–терапия (лечение через творчество, подмена увлечений);
  • игротерапия;
  • зоотерапия (канистерапия, дельфинотерапия требуют смены обстановки, а общение с животными может стать новым увлечением);
  • символдрама с подростками (психоаналитический метод, основанный на переживании образов);
  • редкий, но все же существующий тип психологов – киберпсихологи. Эти люди помогают ребенку сделать компьютер инструментом, а не смыслом жизни. Вариации на эту же тему – школа программирования, кружок робототехники.

Последнее средство. Не прибегайте к нему без необходимости. Любые медицинские препараты может назначать только врач (психиатр или медицинский психолог). К числу препаратов при зависимостях относятся довольно «тяжелые» лекарства: ноотропы, антидепрессанты, седативные средства, иногда гормоны. В качестве дополнительных мер врачи применяют витаминно-минеральные комплексы и физиопроцедуры.

Выводы

Детская игровая зависимость формируется на основе нервной напряженности, неуверенности, страхов и других эмоциональных нарушений, большинство из которых спровоцированы деструктивным стилем воспитания. Ключевые проявления игромании – тяга к компьютерным играм, снижение интереса к другим сферам жизни, подавленность и раздражительность при запрете на игры.

Чего делать нельзя

Есть ряд фатальных ошибок, которые усугубляют зависимость и еще больше разграничивают детей и родителей. Пусть эта памятка послужит вам знаком «Стоп» в общении с ребенком.

  1. Вражеские санкции. Родитель, не имеющий ни авторитета, ни контакта с подростком, диктующий условия – враг. Все вражеские санкции будут в лучшем случае проигнорированы.
  2. Указание на болезнь: «Ты ненормальный», «Ты не в себе», «Тебе нужно лечиться», «Завтра же пойдем к доктору!»
  3. Потеря времени. Например, подросток наотрез отказался идти к психологу, а вы продолжаете устанавливать запреты и отключать компьютер вместо того, чтобы посетить родительскую консультацию.
  4. Техническое ограничение доступа: отключение канала связи, родительский контроль или фильтр сайтов. Он – дитя времени, он найдет способ это обойти, даже убежит из дома в поисках Wi-Fi.
  5. «Друзья из Сети плохие и гадкие». Даже чат-бот покажется подростку более реальным и милым, чем родитель, не верящий в своего ребенка. Не лучше ли помочь завести друзей в реальном мире, не критикуя виртуальных?
  6. «Ты тратишь на виртуальный мир лучшие годы и свои способности». Утверждение без подтверждения становится вражеской санкцией. Возможности нужно реализовать в реальности, а для этого нужно обрести уверенность в себе.
  7. Переложить ответственность на ребенка: «Делай, как хочешь, это твоя жизнь. Ты сам пожалеешь, когда поймешь, что я прав». Поймет. Пожалеет. Но не испытает чувства благодарности и привязанности к родителям, которые не сумели понять и помочь.

Зависимость от компьютера можно вылечить, если вникнуть в суть подростковых проблем, подружиться с ребенком, вернуть его доверие. Вернувшись к прежней жизни, он снова ощутит вкус реальных удовольствий, но не перестанет нуждаться в поддержке.

Оцените статью
Море зовет
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.